...
2-946/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Чадова А.А.,
при секретаре: Колчиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ряховской Н. Н. к садоводческому некоммерческому товариществу «Дружба-Заречное», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Жилиной Е. В. об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Ряховская Н.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что на основании Решения администрации города Оренбурга от ... N-г ей для коллективного садоводства предоставлен земельный участок N в с/т «Дружба», площадью 475 кв.метров. Впоследствии с/т «Дружба» преобразован в СНТ «Дружба-Заречное».
Из полученных ею в ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области кадастрового паспорта земельного участка от ... и кадастровой выписки о земельном участке, а также кадастрового паспорта и кадастровой выписки смежного земельного участка, принадлежащего Жилиной Е.В. следует, что ее земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен кадастровый N, с описанием его местоположения: ..., участок N, площадью 475 кв.метров.
Земельный участок Жилиной Е.В. также прошел кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N с описанием местоположения: ..., земельный участок N «а», площадью 440 кв.метров.
Между тем, принадлежащий ей земельный участок с номером N, при нанесении указанных в ГКН сведений о местоположении его границ на кадастровый план, располагается на месте участка с кадастровым номером N, а земельный участок Жилиной Е.В., в свою очередь, по содержащимся в ГКН сведениям о его границах, расположен на месте ее земельного участка.
Таким образом, в Государственный кадастр недвижимости внесены ошибочные сведения в отношение вышеуказанных земельных участков.
По сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, несоответствие сведений об описании местоположения границ земельных участков, содержащихся в ГКН, и фактического расположения земельных участков на местности, квалифицируется как кадастровая (ныне – реестровая) ошибка, которая подлежит исправлению на основании решения суда.
В целях урегулирования вопроса об исправлении кадастровой ошибки по взаимному соглашению с собственником смежного земельного участка, она обращалась к Жилиной Е.В., однако та отказалась от обращения в Росреестр в добровольном порядке.
Кроме того, при выполнении кадастровых работ, кадастровым инженером было установлено неточное отображение в документации границ земельных участков. В межевом плане были установлены координаты поворотных точек границ ее земельного участка, но собственник смежного участка N Жилина Е.В. не подписала акт согласования местоположения границ земельного участка, на собрание о согласовании местоположения границ земельного участка не явилась.
Просила суд исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости, внеся соответствующие изменения и установив, что Ряховской Н.Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ..., земельный участок N, Жилиной Е.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ..., земельный участок N «а» и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: ... ..., земельный участок N и земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: ... ..., земельный участок N «а», согласно межевому плану от ..., выполненному кадастровым инженером М.Е.Е. ООО «Контур».
Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером N расположенным по адресу: ... ..., земельный участок N и земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: ... ..., земельный участок N, согласно межевому плану от ..., выполненному кадастровым инженером М.Е.Е. ООО «Контур».
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточняла исковые требования, обратив иск к ответчикам СНТ «Дружба-Заречное», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Жилиной Е. В., окончательно просила суд: исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков, установленных оценочной описью земельных участков по кадастровому кварталу N, кадастровый план территории от ... N:
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ..., земельный участок N, площадью 475 кв.метров;
- с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ..., земельный участок N площадью 440 кв.метров.
В судебное заседание истец Ряховская Н.Н. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о разбирательстве в ее отсутствие.
Представитель истца – Шуваева Н.Н., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчики Жилина Е.В., СНТ «Дружба-Заречное», представитель третьего лица – администрации города Оренбурга, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание также не явился, в письменном отзыве на иск просил о проведении разбирательства в его отсутствие.
В порядке ст.167 ГПК РФ судом вынесено определение о проведении разбирательства в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ), который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статей 7, 8 указанного Закона Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков...
Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
С 01 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
На основании части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, исходя из указанных выше требований Закона, в судебном порядке может решаться вопрос об исправлении реестровой ошибки.
По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о земельном участке, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими данными об участке, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Ряховской Н.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок N, площадью 475 кв.метров, расположенный в с/т «Дружба» г.Оренбурга, предоставленный постановлением администрации г.Оренбурга N-п от ..., что подтверждается свидетельством о праве собственности N от ....
Согласно выписки из кадастрового паспорта земельного участка, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ... с присвоением кадастрового номера N имеет площадь 475 кв.метров и описание местоположения: ..., земельный участок N, на земельном участке расположено здание – садовый домик. Участок на праве собственности принадлежит Ряховской Н.Н.
Земельный участок ответчика Жилиной Е.В. поставлен на государственный кадастровый учет также ... с присвоением кадастрового номера N имеет площадь в 440 кв.метров с описанием местоположения: ... участок N «а», на земельном участке расположено здание – садовый домик. Участок, согласно выписки из ЕГРН, принадлежит Жилиной Е.В. на праве собственности.
Как следует из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области на обращение истца, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N и N внесены в ГКН на основании оценочной описи земельных участков N от ... (документ-основание составления оценочной описи – перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N). В 2010 г. уточнены сведения об адресе земельных участков на основании распоряжения администрации г.Оренбурга N от ... Сведения об описании местоположения границ земельных участков соответствуют каталогу координат, приложенному к акту приема-передачи дополнения в перечень инвентаризационной описи земельных участков N от ... и дополнению в перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N от ....
Распоряжением администрации г.Оренбурга N от ... утверждены результаты инвентаризации земельных участков СНТ «Дружба-Заречное» в кадастровом квартале N и уточнены фактические границы, площади и местоположение земельных участков СНТ «Дружба-Заречное», в том числе, земельного участка с кадастровым номером N площадью 475 кв.метров с местоположением: ..., земельный участок N (п.2.100 Распоряжения), и земельного участка с кадастровым номером N площадью 440 кв.метров, с местоположением: ..., земельный участок N «а» (п.2.30 Распоряжения).
Таким образом, сведения о местоположении границ земельных участков истца Ряховской Н.Н. и ответчика Жилиной Е.В. внесены в Государственный кадастр недвижимости (ныне – ЕГРН), на основании каталога координат, содержащихся в дополнении к перечню инвентаризационной описи земельных участков, утвержденному Распоряжением администрации г.Оренбурга N от ....
Между тем, в соответствие с заключением кадастрового инженера М.Е.Е., содержащемся в межевом плане земельного участка с кадастровым номером N от ..., указанные в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка истца (N), при нанесении их на местность полностью соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером N принадлежащего ответчику Жилиной Е.В. Земельный участок ответчика в описанных в ГКН границах, при нанесении их на местность, накладывается на земельный участок N по ... принадлежащий истцу Ряховской Н.Н.
В соответствие с публичной кадастровой картой земельный участок истца Ряховской Н.Н. располагается слева (по левой меже) относительно земельного участка ответчика жилиной Е.В., в то время, как в соответствие с планом земельного участка, содержащемся в свидетельстве о праве собственности участка Ряховской Н.Н. N-с от ..., земельный участок истца располагается по правой меже участка Жилиной Е.В.
При таких обстоятельствах. суд приходит к выводу о наличии кадастровой (реестровой) ошибки в описании местоположения границ земельного участка N, принадлежащего Ряховской Н.Н. и земельного N, принадлежащего Жилиной Е.В., подлежащей исправлению в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 61 Федерального закона от ... № 218-ФЗ, в связи с чем требования истца Ряховской Н.Н. к ответчику Жилиной Е.В.находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, требования к ответчикам СНТ «Дружба-Заречное» и Управлению Росреестра по Оренбургской области не подлежат удовлетворению, поскольку названные ответчики не являются правообладателями спорных земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ряховской Н. Н. к Жилиной Е. В. – удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
В удовлетворении исковых требований к СНТ «Дружба-Заречное» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Решение судом в окончательной форме принято 08 мая 2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 08 июня 2018 года.
Судья: /подпись/