Дело № 2-2347/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Симон Н.Б.,
при секретаре: Куксовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании приказа в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании приказа в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указывает на то, что является участником вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет удостоверение ветерана боевых действий. На основании постановления администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет на улучшение жилищных условий, кА ветеран боевых действий в Чеченской Республике. В октябре месяце обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула по вопросу продвижения очереди, а также представил документы по увеличению состава семьи. В последующем узнал, что снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площади более учетной нормы. С указанным приказом не согласен, поскольку супруге на праве собственности принадлежит не жилой дом, а садовый домик, который прекратил свое существование в связи с разрушением, в последующем был снят с регистрационного учета. Полагает, что не утратил право быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Просит признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как ветерана боевых действий, исходя из даты первоначальной постановки на учет.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 – ФИО4 в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула ФИО5 в судебном заседании возражала против требований, полагала, что Комитетом правомерно издан оспариваемый приказ, поскольку при проверки документов было установлено отсутствие нуждаемости истца в жилом помещении, о снятии с кадастрового учета жилого дома Комитету было не известно, поскольку дом был снят уже после принятия приказа о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон "О ветеранах").
Согласно п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2004, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В соответствии со ст. 9 Закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закон "О ветеранах" одним из видов социальной поддержки ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реализация жилищных прав истца регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, поставлена в зависимость от признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, относится к полномочиям указанного органа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО6 заключен брак, супруге присвоена фамилия ФИО11. В браке у супругов родились дети: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15, 16, 21 Закона "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ, закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи ФИО9, ФИО7, ФИО8, снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что супруга является собственником ? доли квартиры общей площадью 27,3 кв.м, расположенной по адресу ...., собственником жилого дома общей площадью 43 кв.м, расположенного по адресу ...., СНТ «ФИО12», .... обеспеченность суммарной площадью данных жилых помещений на одного члена семьи составляет более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городско Думы от 27.02.2006 № 294.
Судом установлено, что семья ФИО1 зарегистрированы и проживают по адресу ...., совместно с ними зарегистрирована и мать супруги ФИО10
При этом ФИО1, а также дети ФИО7, ФИО8 жилых помещений в собственности не имеют.
Супруга ФИО9 имеет в собственности следующие жилые помещения: .... (в размере ? доли в праве собственности), общей площадью 27,3 кв.м, а также жилой дом по адресу ...., СНТ «ФИО12», ...., общей площадью 43 кв.м.
Как следует из материалов дела ...., приобретена последней в порядке приватизации, а жилой дом по .... на основании декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно кадастровым делам оба объекта являются по своему статусу жилыми. Право собственности на указанные жилые помещения зарегистрировано было за ФИО9 в установленном законом порядке.
В соответствии с актом обследования жилого дома по адресу ...., СНТ «ФИО12», .... кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра места нахождении объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (так указано в акте) выявлено, что индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № прекратил свое существование в связи с разрушением.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о регистрации прекращения права собственности на указанный объект недвижимости.
Как установлено судом, объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прекращения права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается в результате гибели или уничтожении имущества.
При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из оспариваемого приказа усматривается, что ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании обеспеченности суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В расчете при определении обеспеченности каждого из членов семьи ФИО1 общей площадью жилых помещений не может быть учтено жилое помещение по адресу ...., СНТ «ФИО12», ...., поскольку на момент вынесения оспариваемого приказа указанное помещение было уже фактически утрачено, собственником предпринимались необходимые меры по оформлению регистрации прекращения права собственности на дом, т.е. суммарная общая площадь на каждого члена семьи истца не превышала учетную норму (27,3 кв.м : 2 (1/ 2 доля) : 4 члена семьи = 3,4 кв.м), в связи с чем основание состоять на учете в качестве нуждающегося у ФИО1 не утрачено.
Доводы ответчика о том, что на момент принятия оспариваемого решения у Комитета отсутствовали сведения об утрате жилого дома, находящегося в собственности у ФИО9 судом не принимаются во внимание, поскольку Комитет не лишен был возможности в целях полноты проведения проверки предложить ФИО1 представить дополнительную информацию, подтверждающую как обстоятельства приобретения жилого помещения, так и дополнительные обстоятельства технического состояния дома, а также в порядке межведомственного взаимодействия получить документы из компетентных органов.
Поскольку ФИО1 ранее был признан нуждающимся в жилом помещении и в установленном законом порядке поставлен на соответствующий учет, иных оснований для снятия с учета, помимо перечисленных в приказе, оспариваемый приказ не содержит, на момент его принятия обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений составляла мене учетной нормы, суд признаёт незаконным приказ комитета ЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В целях устранения нарушения прав заявителя суд полагает возможным возложить на комитет ЖКХ г. Барнаула обязанность восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях среди ветеранов именно истца, не смотря на то, что в приказе указаны также и члены его семьи, поскольку на данном учете первоначально состоял только истец.
Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении ФИО1.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях среди ветеранов.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Симон