Решение по делу № 2-369/2022 от 21.09.2022

Дело №2-369/2022

УИД 25RS0034-01-2022-001177-57

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка Приморский край                            17 ноября 2022 года

    Чугуевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Литовченко М.А.,

при помощнике судьи Лукьянчук С.А.

с участием представителя ответчика - администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края Покровской Э.К., действующей по доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - контрольно-счетного комитета Чугуевского муниципального района Приморского края Тимофеевой М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Смирновой Елены Васильевны к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании действий по перерасчету размера пенсии за выслугу лет незаконными, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере,

                             установил:

    Смирнова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании действий по перерасчету размера пенсии за выслугу лет незаконными, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере.

    В обоснование исковых требований указала, что является получателем пенсии за выслугу лет как муниципальный служащий с 2016 года. Стаж за выслугу лет в администрации Чугуевского муниципального района Приморского края составил 28 лет. Комиссией по назначению доплаты к страховой пенсии муниципальным служащим установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии в размере 7738,63 рубля, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. В связи индексацией денежного содержания, ежемесячная доплата к страховой пенсии за выслугу лет составила 9125, 00 рублей. Однако, в июне 2020 года, она узнала, что размер пенсии уменьшился в значительном размере и составил 3498, 93 рублей.

    Просит признать действия администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края по перерасчету размера пенсии за выслугу лет незаконными и возложить обязанность на ответчика выплачивать пенсию в прежнем размере, а именно 9125,00 рублей, с индексацией денежного содержания на дату по настоящее время.

    Истец Смирнова Е.В. извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. просила о проведении судебного заседания без ее участия    , участвуя ранее в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

    Представитель ответчика - администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края Покровская Э.К., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что сумма пенсии за выслугу лет истца была изначально начислена неверно.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - контрольно-счетного комитета Чугуевского муниципального района Приморского края Тимофеева М.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

    Выслушав участников судебного заседания, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

    В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

    В силу части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

    Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

    Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

    Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

    В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

    Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

    Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

    Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

    Порядок определения стажа муниципальной службы определен в статье 25 указанного Федерального закона, в соответствии с частью 1 которой в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.

    В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

    Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

    В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

    Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

    Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

    Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнова Е.В. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет (доплата к трудовой пенсии по старости).

    ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Е.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации Чугуевского района Приморского края о назначении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.

    Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела культуры, спорта и туризма администрации Чугуевского муниципального района Приморского края Смирновой Е.В. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии. Стаж муниципальной службы составил 28 лет, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости установлена в размере 75% среднемесячного денежного содержания, определенного в размере 19152,00 рублей, в том числе должностной оклад (5700х2,8х1,6), размер страховой пенсии по старости - 11413, 37 рубля.

     Ежемесячная доплата к страховой пенсии составила 7738,63 рублей.

    На момент назначения Смирновой Е.В. как муниципальному служащему ежемесячной доплаты к государственной пенсии действовало «Положение об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих органов местного самоуправления Чугуевского муниципального район», принятого решением Думы Чугуевского муниципального района Приморского края №29 от 06.07.2010 (с учетом изменений и дополнений решением Думы Чугуевского муниципального района Приморского края №69 от 29.04.2016), исходя из которого муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

    За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего (статья 2 Положения).

    ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Е.В. обратилась с заявлением о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, в связи с выходом на муниципальную службу.

    Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Смирновой Е.В. как муниципальному служащему прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

    Распоряжением администрации Чугуевского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор со Смирновой Е.В. расторгнут по заявлению работника.

      Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов о возобновлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, Смирновой Е.В. возобновлена ежемесячная доплата к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

     Положение об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих органов местного самоуправления Чугуевского муниципального района» №29-НПА от 06.07.2010 (с дальнейшими изменениями) утратило силу в связи с принятием решения Думы Чугуевского муниципального района Приморского края от 28.02.2018 №313-НПА «О принятии положений о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Чугуевского муниципального района».

    Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольного мероприятия «Камеральная проверка правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Чугуевского муниципального района за 2018 и 2019 годы», проведенного контрольно-счетным комитетом Чугуевского муниципального района Приморского края установлено, что расчет пенсии Смирновой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ был произведен с нарушением пункта 1 статьи 2 Положения об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих органов местного самоуправления Чугуевского муниципального района, утвержденного решением Думы Чугуевского муниципального района от 06.07.2010 №29 (в редакции решения от 29.04.2016).

    Так, при расчете пенсии из среднемесячного денежного содержания муниципального служащего вычиталась только страховая пенсия по старости (инвалидности), тогда как согласна абзаца 1 пункта 1 статьи 2 Положения №29 следовало вычитать также фиксированную выплату к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствие с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

    В результате в 2016 году Смирновой Е.В. была назначена пенсия за выслугу лет в сумме 7738, 63 рубля (5700,00 х 2,8 х 1,6 х 0,75 - 11 413,37, где 11413,37 – сумма страховой пенсии). Следовало назначить 3179,70 рублей (5700,00 х 2,8 х 1,6 х 0,75- 11413,37 - 4558,93, где 4558,93 - сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии).

    Судом установлено, что при начислении Смирновой Е.В. пенсии за выслугу лет в 2016 году произведено с нарушением Положения об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих органов местного самоуправления Чугуевского муниципального район, принятого решением Думы Чугуевского муниципального района Приморского края №29 от 06.07.2010 (с учетом изменений и дополнений решением Думы Чугуевского муниципального района Приморского края №69 от 29.04.2016), поскольку при её начислении не учитывался вычет фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4558,93 рубля (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

    При возобновлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8715,38 рублей, её начисление была также произведено с нарушением порядка расчёта. При расчете, из указанной суммы не вычиталась фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 4558, 93 рубля (как это предусмотрено требованиями пункта 3.1 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Чугуевского муниципального района №313-НПА), следовательно, размер пенсии по выслуге лет должен составить: 5700,00 х 2,8 х 1,6 х 75 % (среднемесячное содержание) – 11 413, 37 (сумма страховой пенсии по старости) – 4558, 93 (фиксированная выплата к страховой пенсии) = 19152,00 рублей - 11413,37 рублей – 4558,93 рублей = 3179,70 рублей.

    Таким образом, учитывая, что начисление пенсии по выслуге лет изначально было рассчитано с нарушением действующего на тот момент порядка начисления, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

    При таких обстоятельствах, доводы истца о незаконности действий администрации по перерасчету размера пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения, основания для возложения обязанности по выплате пенсии в прежнем размере в соответствии с требованиями закона, отсутствуют.

    Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в том числе и истца.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                 решил:

    в удовлетворении исковых требований Смирновой Елены Васильевны к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании действий по перерасчету размера пенсии за выслугу лет незаконными, возложении обязанности по выплате пенсии в прежнем размере - отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Чугуевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 22 ноября 2022 года.

    Судья                                                          М.А. Литовченко

2-369/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова Елена Васильевна
Ответчики
Администрация Чугуевского муниципального округа Приморского края
Другие
Контрольно-счетный комитет Чугуевского муниципального района
Суд
Чугуевский районный суд Приморского края
Судья
Литовченко М.А.
Дело на сайте суда
chuguevsky.prm.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация административного искового заявления
21.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
03.10.2022Подготовка дела (собеседование)
03.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
17.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее