Дело № 2-7190/2015
Изготовлено 10 ноября 2015 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 ноября 2015 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего – судьи Бойко Л.Н.,
при секретаре Волоховой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска об обязании к проведению работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее КРГХ администрации г. Мурманска) о понуждении оборудовать пешеходный переход на перекрестке <адрес>.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения при организации дорожного движения на пересечении <адрес>, являющихся подходным путем к МБОУ «<данные изъяты>», расположенной на <адрес>. Проверкой установлено нарушение обязательных требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобили общего пользования. Элементы обустройства», ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения технических средств организации дорожного движения» ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и ГОСТ Р 50597-93г, выразившихся в отсутствии пешеходного перехода и горизонтальной разметки.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, в области обеспечения безопасности дорожного движения относится отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городского округа, являющихся расходными обязательством муниципальных образований.
Пунктом 4.17 Положения о комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска на КРГХ администрации г. Мурманская, как структурное подразделение органа местного самоуправления – администрации г. Мурманска возложена обязанность по организации содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции городских дорог.
Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пешеходный переход на перекрестке <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского округа г. Мурманска исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска в судебном заседании иск не признал. В обоснование возражений указал, что в г. Мурманске действующим документом, регламентирующим организацию дорожного движения, является Дислокация дорожных знаков, согласованная с ГИБДД и принятая во исполнение п. 2.6.2 «Требований к автомобильным дорогам с регулярным автобусным сообщением», введенным в действие с 01 февраля 1999 года приказом ФДС РФ от 19.01.1999 года № 10, согласно которому установка дорожных знаков на автомобильных дорогах должна соответствовать схемам дислокации, утвержденных в установленном порядке. Действующей дислокацией дорожных знаков не предусмотрено наличие регулируемого пешеходного перехода на регулируемом <адрес>. Нарушений ГОСТ Комитетом не допущено. Кроме того, для выполнения требований прокурора необходимо наличие запланированных в муниципальной программе мероприятий и бюджетных ассигнований для реализации программы. При условии наличия объекта в муниципальной программе, с учетом сроков на планирование в бюджете, утверждение планов-графиков муниципальных закупок, проведения аукциона на разработку ПСД, а также сроков разработки ПСД, выполнение работ по устройству пешеходного перехода возможно в срок до ДД.ММ.ГГГГ Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица – ГИБДД Управления МВД России по Мурманской области в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что по данному основанию ДД.ММ.ГГГГ комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска привлечен к административной ответственности, предусмотренной 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог на указанном участке дороги.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно статье 12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 47 Устава муниципального образования город Мурманск полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).
Пунктом 4.17 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, утвержденного распоряжением администрации г.Мурманска от 05.07.2011 № 108-р «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города-героя Мурманска» от 14.05.2005 № 427, следует, что на Комитет возложена функция по организации содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения.
Проведенной прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Мурманску проверкой установлено нарушение на перекрестке дороги <адрес> обязательных требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (пункты 4.5.2.1, 5.3.3.1), ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения технических средств организации дорожного движения» ОСТ 218.002-2003 и ГОСТ Р 50597-93.
Нарушения выражаются в отсутствии пешеходного перехода и горизонтальной дорожной разметки 1.17 Правил дорожного движения РФ на указанном участке.
Кроме того, по <адрес> от пересечения с <адрес> до строения <адрес> на расстоянии <данные изъяты> м отсутствуют пешеходные переходы.
Результаты проверки оформлены актом и фототаблицей к нему.
Согласно статье 12 Закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства общие требования", утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагаются через 200-300 м.
В силу пункта 5.3.3.1 указанного государственного стандарта, остановочный пункт должен состоять, в том числе из остановочной площадки, автопавильона, пешеходного перехода, технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения).
Стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» в пункт 3.1 предусматривает требования к оборудованию остановок, в том числе и пешеходным переходом.
Пунктом 6.2.20 ГОСТ Р 52289-04, предусмотрено, что разметка 1.17 применяется для обозначения остановок маршрутных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007 стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в отношении комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД УМВД России по г. Мурманску КРГХ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, анализируя установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о понуждении КРГХ администрации г. Мурманска к оборудованию пешеходного перехода на перекрестке <адрес>.
При определении срока в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признает разумным заявленный прокурором срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. Этот срок соответствует интересам неопределенного круга лиц, в том числе учащимся учебного заведения, учебный год для которых начинается ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика о разумности срока до ДД.ММ.ГГГГ носят предположительный характер, поэтому не могут быть приняты судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворить.
Обязать комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пешеходный переход на перекрестке <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Л.Н. Бойко