Судья: Жеребцова И.В. дело № 33-24230/2022
50RS0053-01-2021-003766-51
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 августа 2022 года г. Красногорск МО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Илларионовой Л.И.,
судей Рязанцевой С.А., Савиловой О.И.,
при помощнике судьи Хан М.М.,
с участием прокурора Шумской А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Андрюхина Ю. В. на решение Электростальского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Администрации г.о. <данные изъяты> к Андрюхину Ю. В. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
заслушав доклад судьи Рязанцевой С.А.,
у с т а н о в и л а:
Администрация г.о. <данные изъяты> обратилась (далее – Администрация) в суд с иском к Андрюхину Ю.В. о выселении из общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты> ком.437, указав, что общежитие находится в муниципальной собственности.
<данные изъяты> между Администрацией и ответчиком был заключен договор краткосрочного (коммерческого) найма, по условиям которого, Администрация предоставила Андрюхину Ю.В. жилое помещение - комнату <данные изъяты> (далее также – спорное жилое помещение, спорная комната) в указанном общежитии на срок с 01.01.2019г. по <данные изъяты>
В соответствии с Положением о порядке коммерческого использования жилых помещений муниципального жилищного фонда г.о. Электросталь право на предоставление жилого помещения на условиях коммерческого найма имеют, в том числе, граждане, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Жилые помещения по договорам коммерческого найма предоставлялись Андрюхину Ю.В. Администрацией, как лицу, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию, с 2015 года.
За указанный период времени ответчик нигде не трудоустроился, на учет по безработице не встал, пособие по безработице не получал, документы по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не представлял, то есть не предпринял никаких мер, направленных на улучшение своего материального и социального положения.
С <данные изъяты> жилищные правоотношения ответчика, возникшие из договора коммерческого (краткосрочного) найма жилого помещения, прекращены вследствие истечения срока договора.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, Администрация просит выселить Андрюхина Ю.В. из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик Андрюхин Ю.В. и его представитель в ходе разбирательства по делу против требований Администрации возражали, указав, что ответчик имеет работу, обращался в Администрацию с заявлением о признании его малоимущем в целях принятия на учет как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, однако ему в этом было отказано. При этом другого жилого помещения для проживания он не имеет.
Решением Электростальского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> иск Администрации удовлетворен. Судом принято решение о выселении Андрюхин Ю.В. из спорной комнаты после <данные изъяты> без предоставления другого жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, ответчик Андрюхин Ю.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в полном объеме, ссылаясь на его незаконность.
В заседании судебной коллегии Андрюхин Ю.В. и его представитель адвокат Теймуршахов Н.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации отказать.
Дополнительно пояснили, что по истечении срока договора коммерческого найма, заключенного с Андрюхиным Ю.В., Администрация г/о <данные изъяты> сняла Андрюхина Ю.В. с регистрационного учета по адресу спорной комнаты, после чего отказала ему в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства. В настоящее время Администрация продает комнаты в общежитии проживающим в них нанимателям, однако Андрюхин Ю.В. денежными средствами, необходимыми для приобретения комнаты по цене, предлагаемой Администрацией, не располагает.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, извещен. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора Шумской А.П., полагавшей решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Судебная коллегия полагает, что решение суда указанным требованиям не соответствует, поскольку принято с нарушением норм материального права, регулирующих отношения в сфере жилищных отношений, возникающих между гражданином и органом местного самоуправления, как публично-правовым образованием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Андрюхин Ю.В. проживал в муниципальной трехкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>, предоставленной по договору социального найма его родителям.
С <данные изъяты> Андрюхин ЮЮ.В. отбывал наказание в местах лишения свободы на срок 12 лет. В 2004 году выдал разрешение на приватизацию квартиры без его участия. На момент приватизации в квартире были зарегистрированы по месту жительства он и его брат Андрюхин В.В., их родители к указанному времени умерли.
После приватизации данная квартира была продана третьим лицам.
После освобождения из мест лишения свободы Андрюхин Ю.В. вернулся в <данные изъяты>.
С 2015 года на основании обращения Андрюхина Ю.В. в Администрацию г/о <данные изъяты>, ему, в связи с тяжелой жизненной ситуацией, Администрацией ежегодно по договорам краткосрочного (коммерческого) найма предоставлялись свободные комнаты в коммунальных квартирах, а с 2018 года – спорная комната в общежитии.
Последний договор краткосрочного (коммерческого) найма спорной комнаты, между Администрацией и ответчиком был заключен на срок с <данные изъяты> по <данные изъяты>
По окончании срока действия договора краткосрочного (коммерческого) найма спорной комнаты на новый срок договор с ответчиком не заключался, с регистрационного учета по адресу спорной комнаты ответчик снят.
Удовлетворяя заявленный Администрацией иск и принимая решение о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения, суд первой инстанции исходил из норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих общие положения о договорах и положения о договоре краткосрочного коммерческого найма жилого помещения, согласно которым у нанимателя по такому договору отсутствует преимущественное право на заключение договора на новый срок. Также суд в своем решении указал, что факт проживания нанимателя в жилом помещении, предоставленном по краткосрочному договору коммерческого найма, и оплата им коммунальных услуг основанием для продления срока договора найма не является.
При этом суд, обратив внимание на преклонный возраст ответчика (1962 год рождения), незначительный размер его заработной платы, составляющей 14 400 руб., состояние здоровья, требующее прохождения лечения в медицинских учреждениях и отсутствие у него другого жилого помещения для проживания, счел возможным сохранить за ним право пользования спорной комнатой в общежитии до <данные изъяты>, полагая, что к указанному сроку у него появится возможность приобрести нового жилое помещение.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречивы по своей сути, основаны на неправильном применении материальных норм и не отвечают основным принципам жилищного законодательства.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Частью 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 этой же статьи ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (ч.8 ст.5 ЖК РФ).
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
Согласно пункту 8 указанного Постановления при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
При изложенных обстоятельствах при принятии решения о выселении ответчика из спорного жилого помещения муниципального жилищного фонда суду следовало руководствоваться нормами жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина.
Согласно придаваемому Европейским Судом по правам человека толкованию статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод применительно к необходимости соблюдения справедливого равновесия (принцип пропорциональности) гарантии Конвенции требуют, чтобы любое вмешательство в право заявителя на уважение жилища не только было основано на законе, но и являлось пропорциональным законной цели, которую оно преследовало, с учетом конкретных обстоятельств дела (например § 94 Постановления ЕСПЧ от <данные изъяты> по делу "Гладышева против России" (жалоба N 7097/10)).
Статья 14 ЖК РФ дает перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Вопросы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма, равно как и формирование коммерческого жилищного фонда к полномочиям органов местного самоуправления не относятся, и не отвечают основным принципам деятельности органов местного самоуправления, предусмотренным Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
По правилам пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 14 части 1 статьи 16.1 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на: предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
На основании части 1 статьи 50 этого же Закона в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
С учетом приведенных выше положений норм материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего между сторонами спора, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Администрации о выселении ответчика из спорного жилого помещения не основаны на законе и не отвечают в данном случае основанным принципам деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
о п р е д е л и л а:
Решение Электростальского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации г.о. <данные изъяты> к Андрюхину Ю. В. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи