Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2022 года г.Алагир
Дело № 2-216/2022
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи – Черчесовой Л.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Алагирского района РСО-Алания - Савченко Г.А.,
адвоката – Маргиевой Ж.Б.,
при секретаре – Шанаевой Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу МВД России по <адрес> РСО-Алания о признании заключения служебной проверки незаконным, о признании приказов незаконными, восстановлении на работе и выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Отделу МВД России по Алагирскому району РСО-Алания о признании заключения служебной проверки от 22.07.2021 года, утвержденного начальником Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания незаконным; о признании приказы №156 л/с от 28.07.2021 года о наложении дисциплинарного взыскания и №159 л/с от 30.07.2021 года об его увольнении лейтенанта полиции, полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания незаконными; о восстановлении его, полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания на службе и о взыскании с ответчика в его пользу денежное довольствие за время вынужденного прогула.
Обосновав свои требования тем, что приказом Отдела МВД России по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания №156 л/с от 28.07.2021 года, на него наложено дисциплинарное взыскание - увольнение со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный приказ мотивирован следующим: «...в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, выразившиеся в том, что полицейский отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания Цахоев Г.В. отсутствовал по месту службы более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени, без уважительной причины, а именно с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года...». Основанием для издания указанного приказа послужило заключение служебной проверки от 22.07.2021 года, утвержденного начальником Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания. Приказом Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания №159 л/с от 30.07.2021 с ним расторгнут контракт, и он уволен со службы в органах внутренних дел по п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с грубым нарушением служебной дисциплины с 30.07.2021 года. Считает увольнение со службы незаконным в связи со следующим. Он в обозначенное в приказе время, в связи с плохим самочувствием, обратился в медицинское учреждение по месту своего жительства, о чем выдана соответствующая справка, которую он представил 22.07.2021 года непосредственному начальнику командиру комендантского отделения ФИО2. Он, заблаговременно 19.06.2021 года, по телефону сообщил о своем плохом самочувствии и о намерении обратиться в медицинское учреждение указанному выше начальнику. Им также был поставлен в известность об указанном факте напарник по службе ФИО3. Таким образом, указанные факты свидетельствуют об уважительности его отсутствия на службе. Обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о наступившей временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей законом возложена на такого сотрудника. При этом форма и порядок такого сообщения (письменная устная) законом не определены. Заключение служебной проверки от 22.07.2021 года, утвержденного начальником Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания и изданные на его основании приказы №156 л/с от 28.07.2021 года и №159 л/с от 30.07.2021 года не соответствует вышеуказанным требованиям закона.
В ходе судебного разбирательства в суд ответчик подал возражения на исковое заявления, обосновав их тем, что с заявленными Истцом исковыми требованиями Отдел МВД России по Алагирскому району РСО-Алания (Далее - Отдел) полностью не согласен. Так, заключением служебной проверки, утвержденным начальником Отдела 22.07.2021 года установлен факт грубого нарушения лейтенантом полиции ФИО1 служебной дисциплины, предусмотренной п.2 ч.2 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившееся в отсутствии по месту службы более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени, без уважительной причины с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года. Доводы истца о том, что при проведении служебной проверки не были приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел несостоятельны, так как служебная проверка проведена в соответствии с требованиями, установленными ст.52 Федерального закона от 31.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 года №161. Так, по рапорту командира отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела прапорщика полиции ФИО2 от 20.06.2021 года начальником Отдела подполковником полиции ФИО4 была назначена служебная проверка по факту не прибытия на службу полицейского отделения (комендантское) по охране объектов внутренних дел Отдела лейтенанта полиции ФИО1 19.06.2021 года. Проведение служебной проверки было поручено инспектору (по профессиональной, служебной и физической подготовки) ОРЛС Отдела лейтенанту внутренней службы ФИО5. В рамках служебной проверки лейтенантом внутренней службы ФИО5 были опрошены непосредственный начальник ФИО1 прапорщик полиции ФИО2 был дважды опрошен сам ФИО1, полицейские отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела старший сержант полиции ФИО6, старший сержант полиции ФИО7, старший сержант полиции ФИО8. Сняты и изучены видеозаписи с камер наружного наблюдения, истребована служебная документация (график дежурств наряда отделения (комендантское) Отдела, должностная инструкция ФИО1, книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов Отдела), направлены запросы в ФКУЗ «МСЧ МВД России по РСО-Алания» (исх. №44/7-11773 от 30.06.2021 года) и в ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» (исх. №44/7-11774 от 30.06.2021 года) о предоставлении информации о факте обращения в указанные медицинские учреждения лейтенанта полиции ФИО1 за медицинской помощью в период времени с 17 по 19.06.2021 года и о выдаче ему документа, освобождающего его от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. Истребована служебная характеристика на ФИО1, изучено его предыдущее поведение, его отношение к службе, наличие неснятых дисциплинарных взысканий. Собранными материалами служебной проверки был установлен факт отсутствия лейтенанта полиции ФИО1 на службе без уважительной причины с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года, а именно: рапортом и объяснением командира отделения (комендантское) Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания прапорщика полиции ФИО2 от 20.06.2021 года; актом об отсутствии лейтенанта полиции ФИО1 на службе от 19.06.2021 года; объяснением лейтенанта полиции ФИО1, объяснением полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела МВД России по Алагирскому району Республики Северная Осетия - Алания старшего сержанта полиции ФИО6; видеозаписями камеры наблюдения №10, согласно которым 19.06.2021 года лейтенант полиции ФИО1 отсутствовал на службе в течение служебного времени и его вход на территорию Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания не зафиксирован; ответами ФКУЗ «МСЧ МВД России по РСО-Алания», с ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» и ГБУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РСО-Алания Филиал «Станция скорой медицинской помощи» на запросы Отдела, направленными в рамках настоящей служебной проверки, согласно которым ФИО1 в период с 17 по 19.06.20221 года за медицинской помощью в указанные мед.учреждения не обращался. Записями в книге выдачи приема вооружения боеприпасов Отдела МВД по Алагирскому району РСО-Алания, согласно которым, ФИО1 19.06.2021 года вооружался. За невыходы на службу в соответствии утвержденным графиком, не соблюдение внутреннего служебного распорядка, несообщение в возможно короткие сроки непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения своих служебных обязанностей, лейтенант полиции ФИО1 неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в результате чего имел три неснятых дисциплинарных взыскания за аналогичные дисциплинарные проступки. Так, на лейтенанта полиции ФИО1 приказами Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания: от 25.11.2020 года №210л/с наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за отсутствие на службе без уважительной причины 11.09.2020 года; от 26.02.2021 года №32л/с наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за отсутствие на службе без уважительной причины 15.01.2021 года; от 20.04.2021 года №88л/с наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за отсутствие на службе без уважительной причины 12.04.2021 года. Таким образом, время службы ФИО1 зарекомендовал себя недисциплинированным, безответственным сотрудником, допускающим нарушение служебной дисциплины. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно ч.1 ст.65 Федерального закона от 30.11.2011года №342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждены приказом МВД России и Минздрава России от 05.10.2016 года №624/766н. Согласно нормативных положений, отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальным законодательством и временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел подтверждается документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями и оформленными в установленном порядке. Представленные истцом в суд записи в амбулаторной карте не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. В представленных записях прописано «Открыть Б/Л - (справку) с 19.06.21года по 21.06.21года» при этом не понятно, какой из двух документов открыть «больничный лист» или «справку» и открыты ли они. Истцом ни в ОРЛС, ни в рамках служебной проверки, ни при процедуре увольнения со службы в органах внутренних дел какие-либо сведения о его нетрудоспособности на 19.06.2021 года, а так же документы, подтверждающие его временную нетрудоспособность на 19.06.2021 года и оформленные в установленном законом порядке не были представлены, как не были приняты им меры к соблюдению установленной законом и ведомственными нормативными актами процедуры оформления документов для подтверждения права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, тем самым считают, что истцом допущено злоупотребление правом. Таким образом, в рамках проведенной служебной проверки, достоверно был установлен факт грубого нарушения истцом служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии по месту службы более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени, без уважительной причины с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года. Пунктом 6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Увольнение со службы в органах внутренних дел в силу п.6 ч.1 ст.50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины. С учетом тяжести вменяемого в вину дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, предшествующего поведения ФИО1, его отношения к службе, наличия неснятых дисциплинарных взысканий за прогулы. ФИО1 был правомерно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.6.ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины). Применение к нему иного, менее строгого вида дисциплинарного взыскания, не соответствовало общим принципам юридической, дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Истец – ФИО1 и его представитель – адвокат Маргиева Ж.Б., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности и ордера, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали полностью, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать полностью.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органа, подразделения.
Статьей 47 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что служебная дисциплина - это есть соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей в реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации»).
Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является, в частности, отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (п.2 ч.2 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации»).
Пунктом 6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Увольнение со службы в органах внутренних дел в силу п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.
Статьей 51 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий.
В частности, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст.52 данного закона может быть проведена служебная проверка (ч.8 ст.51 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (ч.3 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени относится к грубому нарушению служебной дисциплины, за что такой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел. Федеральным законом от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации», в частности его ст.ст.51 и 52, закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения сотрудника органов внутренних дел, и на предотвращение необоснованного расторжения контракта в связи с совершением дисциплинарного проступка.
При разрешении судом спора о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел на основании п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» за грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины, выразившееся в его отсутствии на службе без уважительных причин более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление причин отсутствия сотрудника на службе (уважительные или неуважительные). Осуществляя же судебную проверку законности увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел и разрешая конкретное дело, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и оценить всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе причины отсутствия сотрудника на службе. Поскольку законом конкретный перечень уважительных причин не определен, суду необходимо проверять обоснованность решения ответчика о признании конкретной причины отсутствия сотрудника на службе неуважительной. При этом к уважительным причинам отсутствия сотрудника на службе может быть отнесена болезнь сотрудника, вследствие которой он объективно был лишен возможности исполнять свои служебные обязанности.
В силу п.18 ст.11 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» и ч.1 ст.11 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники органов внутренних дел имеют право на медицинское обеспечение и на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно ч.1 ст.65 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Судом установлено и усматривается из материалов гражданского дела, 24.05.2018 года ФИО1 поступил на службу, на должность полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания.
28.07.2021 года на основании приказа №156л/с ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившиеся в отсутствии по месту службу более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени, без уважительной причины, а именно с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года, в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации».
Во исполнение приказа №156л/с от 28.07.2021 года о привлечении к дисциплинарной ответственности с 30.07.2021 года ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел (приказ №159л/с от 30.07.2021 года).
Также судом установлено, что основанием для увольнения послужило заключение служебной проверки от 19.07.2021 года, утвержденное начальником ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания 22.07.2021 года, в ходе которой установлено, что лейтенант полиции ФИО1 19.06.2021 года, согласно утвержденному графику не прибыл к 08:00 час. на первый этап инструктажа нарядов ОМВД России по Алагирскому району и в дальнейшем на службу, в суточный наряд. О причинах своего не прибытия на службу 19.06.2021 года ФИО1 не уведомил ни непосредственного начальника, ни заместителя начальника полиции ОМВД.
Из материалов служебной проверки в отношении ФИО1 и заключения по ее результатам, причины отсутствия его на службе 19.06.2021 года (уважительные или неуважительные) сотрудником, проводившим служебную проверку, выяснялись и установлены, последствия отсутствия ФИО1 на службе в названный период времени в ходе служебной проверки исследовались и в заключении по ее результатам указаны выводы, а именно: установлен факт отсутствия лейтенанта полиции ФИО1 на службе без уважительной причины с 08:00 час. 19.06.2021 года до 08:00 час. 20.06.2021 года на основании рапорта и объяснением командира отделения (комендантское) Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания прапорщика полиции ФИО2 от 20.06.2021 года; актом об отсутствии лейтенанта полиции ФИО1 на службе от 19.06.2021 года; объяснением лейтенанта полиции ФИО1; объяснением полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания старшего сержанта полиции ФИО6; видеозаписями камеры наблюдения №10, согласно которым 19.06.2021 года лейтенант полиции ФИО1 отсутствовал на службе в течение служебного времени и его вход на территорию Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания не зафиксирован; ответами ФКУЗ «МСЧ МВД России по РСО-Алания», с ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» и ГБУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РСО-Алания Филиал «Станция скорой медицинской помощи» на запросы Отдела, согласно которым ФИО1 в период с 17 по 19.06.2021 года за медицинской помощью в указанные мед.учреждения не обращались.
Вместе с тем из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 в обоснование уважительности причины отсутствия на службе 19.06.2021 года ссылался на то, что по состоянию здоровья с плохим самочувствием не мог выполнять служебные обязанности, поскольку обратился в медицинское учреждение по месту своего жительства в ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница», что подтвердил амбулаторной картой.
Справку освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, выданную врачом ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» он утерял.
Однако, судом достоверно установлено, что ФИО1 19.06.2021 года отсутствовал по месту службы более четырех часов подряд, в течение установленного служебного времени по уважительной причине, в связи с обращением в мед.учреждение по месту жительства - в приемное отделение ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница», где был осмотрен врачом в 10:30 час. и ему поставлен диагноз: ОРВИ, явление бронхита. Сделано:1. К.графиия ОГП; 2.Мазок на COVID 19. Больной был направлен в поликлинику по месту жительства для дальнейшего обследования и лечения, что усматривается из записей Амбулаторного журнала приемного отделения и журнала рентгенологических исследований ГБУЗ «Пригородная ЦРБ».
О том, что ФИО1 обратился 19.06.2021 года за медицинской помощью подтверждается и записями в амбулаторной карте на его имя, где имеется заключение врача-рентгенолога: «Ro-картина соотв. Явлениям бронхита, сопост. с клинико-лаборат. данными»; записи осмотра врача – терапевта: « жалобы на кашель сухой; температура теля – 37,7; в легких дыхание ослаб-е; диагноз ОРЗ; обследование ОАК; ОАМ; дополнительные данные Мазок на COVID 19, кровь на кд м». Там же имеется сведения о назначении 7 видов лекарственных препаратов и в графе ВК№ указано: «открыть б/л – (справку) с 19.06.2021 года по 21.06.21 года».
Факт обращения ФИО1 в мед.учреждение в вышеуказанный день также подтвердили, допрошенные в судебном заседании сотрудники ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница», оказавшие помощь истцу.
Так, свидетель ФИО11 пояснила суду, что работает в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ» в должности заместителя главного врача по лечебной работе. На запрос начальника ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания ею подписан ответ №1815 от 05.07.2021 года, о том, что ФИО1 в период с 17.06.2021 года по 19.06.2021 года за медицинской помощью в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ» не обращался. Однако, в настоящее время, проверив, журналы стало известно, что ФИО1 обращался в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ» за медицинской помощью. Она считает, что по ее вине выдана недостоверная информация начальнику ОМВД, поскольку она не перепроверила.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что является заведующей поликлиники ГБУЗ «Пригородная ЦРБ». Ответ на запрос начальника ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 30.06.2021 года она как исполнитель подготовила, подписала ответ ФИО11, поскольку главный врач отсутствовал на работе. Ответ она подготовила на основании базы данных по поликлинике, где отсутствовали сведения об обращении ФИО1. Считает, что ее вина в том, что она не проверила в полном объеме информацию по ГБУЗ «Пригородная ЦРБ». В последствии ей стало известно, что ФИО1 обращался в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ».
В судебном заседании свидетель ФИО16 пояснила, что работает участковым терапевтом ГБУЗ «Пригородная ЦРБ». По записям может сказать, что 19.06.2021 года был выходной день - суббота, она дежурила, и к ней утром обратился ФИО1, осмотрела его, у него была температура и острая респираторное заболевание, то есть проблемы с дыхательной системой. После осмотра сделала рекомендации, о чем внесла сведения в амбулаторную карту. Так как он работник МВД они выдают оправдательный документ – справку. Поскольку был выходной день, оператор, который выдает справки, отсутствовал, она же имея право на 3 дня освободить больного от работы на словах, разрешила идти ФИО1 домой без справки, пообещав ему в понедельник выдать указанную справку. Справку она ФИО1 подготовила, но заведующая поликлиникой, отказала ставить печать и заверить запись в отсутствии самого больного. Она пыталась ему сообщить об этом, но ФИО1 на связь не вышел. Она признала, что по ее вине ФИО1 оправдательный документ – справку не получил.
Свидетель ФИО12 пояснил суду, что он Врио главного врача ГБУЗ «Пригородная ЦРБ», получив запрос суда, ему стало известно о том, что сотрудники ГБУЗ «Пригородная ЦРБ» на запрос начальника ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 30.06.2021 года сообщили не достоверную информацию об обращении ФИО1 в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ» за медицинской помощью. Проверив медицинскую документацию, он установил, что ФИО1 19.06.2021 года обращался в ГБУЗ «Пригородная ЦРБ», где был осмотрен, и ему оказали помощь.
Суд доверяет показаниям свидетелей, поскольку данные ими показания объективны, согласуются с собранными по делу доказательствами, на которых суд основывает решение.
Согласно п.33 Порядка формирования листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздрава России от 23.11.2021года №1089н., по просьбе гражданина выдается выписка из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или из истории болезни стационарного больного либо иной медицинской документации, подтверждающей факт получения гражданином медицинской помощи.
При этом с доводом ответчика о том, что у истца отсутствовали уважительные причины отсутствия на работе 19.06.2021 года суд не может согласиться, поскольку правовое значение при оценке уважительности причин отсутствия сотрудника на службе имеет факт наступления у такого сотрудника заболевания, которое препятствовало исполнению им своих служебных обязанностей, а не момент обращения (конкретное время - час и минута) сотрудника за получением листка нетрудоспособности.
Как установлено в ходе проведения служебной проверки и в суде 19.06.2021 года ФИО1чувствовал себя плохо, в таком состоянии прийти на работу не смог, о чем сообщил непосредственному начальнику (командиру отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания прапорщику полиции ФИО2).
За не выдачу сотрудниками мед.учреждения листка (справки) нетрудоспособности ФИО1 19.06.2021 года, а также за сообщение недостоверной информации на запрос начальника ОМВД, истец не несет ответственности.
При проведении служебной проверки в нарушение ч.3 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ответчиком не были приняты надлежащие меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения истцом грубого нарушения дисциплины, его вины, причины и условий, способствовавших совершению действий либо бездействия, вменяемых ему.
Разрешая исковые требования ФИО1 о признании увольнения незаконным, суд, учитывает установленные обстоятельства, которые имеют значение для дела, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, в том числе, и медицинским документам, показаниям допрошенных в качестве свидетелей медицинского персонала, оказывавшего 19.06.2021 года ФИО1 медицинскую помощь, пояснившего, что по состоянию здоровья ФИО1 был нетрудоспособен, и то, что медработники не оформили справку о нетрудоспособности, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для увольнения ФИО1 по п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ввиду уважительных причин отсутствия его на службе 19.06.2021 года.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконными указанных выше приказов, то производные исковые требования о восстановлении на службе и взыскании не полученное за время вынужденного прогула денежное довольствие, также подлежат удовлетворению.
Так, согласно представленному главным бухгалтером ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания расчета среднего заработка за время вынужденного прогула ФИО1 с 01.08.2021 года по 28.02.2022 года сумма в размере 261.228,81 рублей.
Следовательно, за период с 01.08.2021 года по 29.03.2022 года сумма не полученная ФИО1 за время вынужденного прогула составляет 298.932,00 рублей (261.228,81+37703,19).
Решение суда в части восстановления на работе в силу ст.211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать заключение служебной проверки от 22.07.2021 года, утвержденного начальником отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания незаконным.
Признать приказы начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания №156 л/с от 28.07.2021 года и №159 л/с от 30.07.2021 года о наложении дисциплинарного взыскания и об увольнении лейтенанта полиции ФИО1 (АО-007188), полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания незаконными.
Восстановить ФИО1 (АО-007188), на службе в прежней должности полицейского отделения (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания.
Взыскать с отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алагирскому району Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО1 (АО-007188) не полученное за время вынужденного прогула денежное довольствие за период с 01.08.2021 года по день вынесения решения суда (29.03.2022 года) в размере 298.932,00 рублей.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья: /подпись/ Черчесова Л.А.
Мотивированное решение будет изготовлено 5 апреля 2022 года.