Дело №а-54/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю., при секретаре Шестаковой В.С.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Александрово-Заводского района Федорова А.Г.,
представителя административного ответчика - администрации сельского поселения «Манкечурское» Акулова А.В.,
представителя административного ответчика - администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Манкечурское» и администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» об оспаривании бездействия и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Прокурора Александрово-Заводского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к указанным выше ответчикам с требованием о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Манкечурское», выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенным в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Манкечурское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй и поставить указанные земельные участки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия связанные с межеванием земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй и постановкой указанных земельных участков на учет в орган, осуществляющую государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В заявлении ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что деятельность администрации сельского поселения «Манкечурское» не в полной мере отвечает требованиям указанного законодательства. Установлено, что на территории сельского поселения «Манкечурское» имеется 3 открытых общественных кладбища, расположенных:
в с. Манкечур, в кадастровом квартале 75:370303, на расстоянии примерно 135 м. в северо-восточном направлении от здания МУК БСЦД»Радуга» на земельном участке общей площадью 9896 кв.м.;
в с.Васильевский Хутор, в кадастровом квартале 75:370302, на расстоянии примерно 156 м. в северо-западном направлении от здания МОУ «Васильевско-Хуторская НОШ» на земельном участке общей площадью, примерно 4771 кв.м.
в с. Почекуй, в кадастровом квартале 75:430102, на расстоянии примерно 387 м. в юго-западном направлении от села на земельном участке общей площадью, примерно 2635 кв.м.
Земельные участки, занятые указанными открытыми общественными кладбищами по информации администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» собственника не имеют, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не состоят, в реестре муниципального имущества администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» не значатся (в реестре числится только сами кладбища), межевание земельных участков, расположенных под кладбищами, не проводилось. Отсутствие определенных границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Согласно п. 1.1.10 соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «Александрово-Заводский район» по решению вопросов местного значения, предусмотренных п.4, 5, 6, 7.1, 7.2, 8,15,18,20,22,23,24,26,27, 31, 32, 38 4.1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.12.2017, вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения передан для осуществления администрации сельского поселения «Манкечурское». Финансирование исполнение данного полномочия осуществляется за счет средств выделенных администрацией муниципального района.
Представитель административного истца заместитель прокурора Александрово-Заводского района Федоров А.Г. в судебном заседании заявленные требования указанные в административном исковом заявлении поддержал, ссылаясь на доводы указанные в нем, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Манкечурское» Акулов А.В. в судебном заседании исковые требования административного истца признал, дополнительно пояснил, что в настоящее время подготавливаются документы для заключения договора по проведению межевания участков, затем будет проведена оплата муниципальным районом, в дальнейшем, после поступления документов, земельные участки будут поставлены на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцева О.А. исковые требования признала в полном объеме, дополнительно пояснила, что работа, направленная на проведение межевания земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами администрацией района ведется, в ближайшее время, кладбища будут поставлены на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Исследовав материалы дела, выслушав лица участвующие в дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по
вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические Щ требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории.
По делу установлено, что прокуратурой Александрово-Заводского района была проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Манкечурское» и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбищ, расположенных в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй.
По результатам проведения проверки установлено, что в нарушение Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 3 открытых общественных кладбища, расположенных в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, межевание земельных участков, расположенных под кладбищами, не проводилось, в реестре муниципального имущества администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» кладбища не значатся.
Согласно п. 16 ст.10 Устава муниципального района «Александрово- Заводский район», к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание на территории муниципального района ^ межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Как следует из ответа и.о. главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» С.В. Солошко, количество мест захоронения на территории муниципального района - 25, полномочия по содержанию переданы по соглашениям в ведение сельских поселений района. Земельные участки, занятые местами захоронения (кладбищами) на территории района располагаются на землях государственная собственность, на которые не разграничена. Межевание земельных участков, занятых кладбищами не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет. Места захоронения (кладбища) занесены в реестры муниципального имущества сельских поселений района (л.д.22).
Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Администрацией сельского
поселения «Манкечурское» и администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ, расположенных в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются. Не проведение межевания занятых под кладбище земельных участков, а также не приведение территорий кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации сельского поселения «Манкечурское» на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Манкечурское» и администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» об оспаривании бездействия и возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Манкечурское», выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Обязать администрацию сельского поселения «Манкечурское» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй и поставить указанные земельные участки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Обязать администрацию муниципального района «Александрово- Заводский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия связанные с межеванием земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными в с. Манкечур, Васильевский Хутор и Почекуй и поставить указанные земельные участки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло