Решение по делу № 33а-25438/2019 от 30.07.2019

Судья: Захарова Е.А.                                                Дело <данные изъяты>а-25438/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего     Елизаровой М.Ю.,

судей                                     Редченко Е.В., Комковой А.Г.,

при секретаре                       Овсепян В.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2019 года апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> на решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Обухова И. В. к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка, об обязании совершить действия,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения Обухова И.В.,

установила:

Обухов И.В. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка. Просил обязать администрацию г.о. Истра осуществить право на выкуп земельного участка общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330 категории земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево по цене 3% от его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований указывалось, что административный истец, являясь членом ДНП «Защитник», арендовал у администрации Истринского муниципального района земельный участок общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330, категории земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево.

На данном земельном участке Обуховым И.В. построен жилой дом, пригодный для постоянного проживания. Право собственности на строение было зарегистрировано в установленном порядке.

Обратившись в администрацию г.о. Истра с заявлением о выкупе земельного участка по цене 3 % от кадастровой стоимости, Обухов И.В. получил отказ в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070102:330 по причине расположения земельного участка в зоне с особыми условиями территорий СП 2.<данные изъяты>-10, что подтверждается ответом администрации г.о. Истра от <данные изъяты>.

В дальнейшем на обращение Обухова И.В. от <данные изъяты> в выкупе вышеуказанного земельного участка было отказано по причине построенного объекта недвижимости нежилого назначения, а также расположения земельного участка вне границ некоммерческого объединения граждан.

Отказ администрации г.о. Истра в выкупе земельного участка административный истец считал незаконным.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Обухов И.В. требования поддержал.

Административный ответчик администрация г.о. Истра своего представителя не направил, был извещен, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений <данные изъяты> своего представителя не направило, было извещено.

Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены. Оспариваемый отказ признан незаконным. На администрацию г.о. Истра возложена обязанность осуществить право Обухова И.В. на выкуп земельного участка общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330 категории земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево по цене 3% от его кадастровой стоимости.

В апелляционной жалобе администрация городского округа <данные изъяты> просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая требования об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (решение от <данные изъяты>), суд первой инстанции руководствовался статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ, однако, данные статьи утратили силу с <данные изъяты> на основании Федерального закона от <данные изъяты> № 171-ФЗ, то есть до даты возникновения спорных правоотношений.

Таким образом судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, в связи с чем в силу части 2 и пункта 2 части 3 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

При этому судебная коллегия указывает следующее.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 названного Кодекса).

Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

На дату возникновения спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (утвержден распоряжением Минмособлимущества от <данные изъяты> N 13ВР-1770). Пунктом 13.4 Административного регламента предусмотрено, что Администрация отказывает в предоставлении Государственной услуги после рассмотрения вопроса на МВК/ГС по причине, указанной в протоколе МВК/ГС, с указанием номера учетной карточки в автоматизированной информационной системе "Модуль МВК".

Из взаимосвязанных положений законов <данные изъяты> от <данные изъяты> N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>", от <данные изъяты> N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>", от <данные изъяты> N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> в области земельных отношений", от <данные изъяты> N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты> в области земельных отношений", Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты> (утверждено постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 842/27) следует, что полномочия по распоряжению земельными участками осуществляют органы местного самоуправления городского округа с согласия Министерства имущественных отношений <данные изъяты>

Из материалов дела усматривается, что на основании договора аренду от <данные изъяты> Обухов И.В. арендовал у муниципального образования «Истринский муниципальный район» земельный участок, общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево.

На указанном земельном участке Обуховым И.В. построен жилой дом, пригодный для постоянного проживания. Право собственности Обухова И.В. на объект было зарегистрировано в ЕГРН с назначением «нежилое здание», наименование «жилое строение».

По заявлению Обухова И.В. №М<данные изъяты>16351070 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» было принято решение от <данные изъяты>, в котором указано, что отказано в предоставлении названной государственной услуги в связи с протоколом межведомственной комиссии <данные изъяты>-З от <данные изъяты> об отказе в согласовании предоставления земельного участка, поскольку цель предоставления земельного участка не достигнута (расположение на земельном участке объекта недвижимости нежилого назначения), а также расположение земельного участка вне границ некоммерческого объединения граждан, созданного с целью ведения дачного хозяйства.

Между тем из положений Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовал на дату возникновения спорных правоотношений) следует, что дачный земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, земельный участок для дачного строительства не исключал возведение на нем жилого строения.

Что касается второго основания, то Обухов И.В. является членом ДНТ «Защитник», уплачивает членские взносы, согласно схеме расположения земельного участка на территории ДНП «Защитник» спорный земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:330 находится на территории ДНП, проект планировки территории по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Ядроминское, вблизи <данные изъяты>, был разработан ДНП «Защитник» и утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса <данные изъяты> <данные изъяты> № П06/599.

Доказательств, опровергающих указанные сведения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, указанных в оспариваемом решении от <данные изъяты> оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имеется, в связи с чем решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка от <данные изъяты> является незаконным. Кроме того, данное решение нарушает права административного истца на приобретение земельного участка как собственника расположенного на земельном участке объекта недвижимости.

Выбирая способ восстановления нарушенных прав административного истца, судебная коллегия учитывает установленный порядок оказания государственной услуги (в том числе необходимость направления проектов решений на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты>), в связи с чем на администрацию следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Обухова И.В.

В применении избранного административный истцом способа защиты прав следует отказать, как не соответствующего законодательству.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Постановить по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г.о. Истра в выкупе земельного участка общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330 категории земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево.

Возложить на администрацию городского округа <данные изъяты> обязанность повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Обухова И. В. №М<данные изъяты>16351070 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».

Отказать в удовлетворении требований об обязании администрации г.о. Истра осуществить право Обухова И. В. на выкуп земельного участка общей площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0070102:330 категории земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о Истра, с/п Ядроминское, вблизи д. Савельево по цене 3% от его кадастровой стоимости.

Председательствующий

Судьи

33а-25438/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Другие
Министерство имущественных отношений
Администрация г.о. Истра Мо
Обухов И.В.
Суд
Московский областной суд
Судья
Редченко Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
30.07.2019Судебное заседание
14.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2019Передано в экспедицию
05.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее