Дело № 2а-83/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 года с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Яковлевой О.И., с участием старшего помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко Максима Владимировича, в отсутствие административного ответчика Озерова Николая Викторовича, представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Озерову Николаю Викторовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Тегульдетский районный суд Томской области с административным иском к Озерову Николаю Викторовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование заявленных требований прокурор Тегульдетского района Томской области ссылается на правовые нормы статьи 41 Конституции Российской Федерации, статей 7, 9, 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», статей 20, 27, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 124-н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», пункта 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60, раздела 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 № 1492, пункта 10 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 декабря 2012 года № 1011н «Об утверждении порядка профилактического медицинского осмотра». Как следует из административного искового заявления, административный ответчик отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период в период с 20 июня 2017 года по 03 августа 2017 года, административный ответчик уклоняется от медицинского обследования, тем самым создает угрозу жизни и здоровью других граждан.
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит:
Обязать Озерова Николая Викторовича, /..../, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления /..../ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в дальнейшем данное обследование проходить в установленные законом сроки не менее двух раз в год, до 03 августа 2019 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В. поддержал административный иск.
Административное дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие административного ответчика Озерова Н.В., представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница», надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Озеров Н.В. представил суду заявление о признании административного иска, и рассмотрении дела в его отсутствие. Из заявления о признании иска следует, что ответчику положения ст. 46, 65 КАС РФ разъяснены и понятны.
Как следует из отзыва представителя заинтересованного лица главного врача Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница» /..../, он с требованиями административного искового заявления согласен.
Заслушав административного истца, изучив доказательства, исследовав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного Федерального закона и другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Как следует из части 1 статьи 27 указанного Федерального закона, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
В соответствии с частью 2 статьи 27 указанного Федерального закона граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно части 1 статьи 46 указанного Федерального закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 46 указанного Федерального закона, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, является одним из видов медицинских осмотров.
В силу части 6 статьи 46 указанного Федерального закона в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с частью 7 статьи 46 указанного Федерального закона порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 124-н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.В соответствии с пунктом 9 указанного документа сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к указанному порядку и срокам.
В силу названного приложения лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения подлежат профилактическому осмотру 2 раза в год.
В соответствии с пунктом 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Как установлено судом, Озеров Н.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период с 20 июня 2017 года по 03 августа 2017 года.
Указанное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается копией справки № 036583 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области от 03 августа 2017 года.
Таким образом, административный ответчик подлежит профилактическим медицинским осмотрам в период времени с 03 августа 2017 года по 03 августа 2019 года.
Согласно ведениям о пройденных профилактических медицинских осмотрах, представленных ОГБУЗ «Тегульдетская районная больница» № 330 от 30.05.2018 года Озеров Н.В., /..../, медицинский осмотр в целях выявления /..../, флюорографическое обследование в 2018 году не проходил.
Таким образом, с момента освобождения из мест лишения свободы, в нарушение приведенных выше требований федерального законодательства, Озеров Н.В., начиная с 04 августа 2017 года по 30.05.2018 года, профилактический медицинский осмотр в целях выявления /..../ не проходил.
В соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 № 1403, профилактические медицинские осмотры относятся к бесплатным видам медицинской помощи.
Похождение в рамках профилактического медицинского осмотра флюорографии легких в целях предупреждения угрозы возникновения и распространения /..../ является бесплатной медицинской услугой.
Таким образом, суд считает, что уклонение Озеровым Н.В. от прохождения медицинского обследования влечет за собой не только риск заболевания /..../ непосредственно им, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан.
Круг лиц, чьи права нарушаются действиями ответчика, является неопределенным, поскольку число лиц, которые могут контактировать с Озеровым Н.В. и, следовательно, подвергается риску заражения /..../, не является постоянным.
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью указанных выше исследованных судом доказательств, которые суд, оценивая в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи – достаточными для разрешения дела по существу.
Срок для прохождения первого профилактического медицинского осмотра, который был предложен прокурором, по мнению суда, является разумным.
Предоставление более длительного срока для осуществления этого осмотра не будет отвечать целям защиты основных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Ответчик Озеров Н.В. исковые требования признал в полном объеме, что подтверждается его письменным заявлением о признании иска. Положения статей 46, 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ему разъяснены и понятны.
Как следует из частей пятой статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание иска административным ответчиком подлежит принятию судом, так как не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
С учетом изложенного признание административного иска административным ответчиком подлежит принятию судом, административный иск подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.
Поскольку прокурором было заявлены требования неимущественного характера и оно судом подлежит удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300(триста) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 46, 65, 175-180, 218, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Озерову Николаю Викторовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр удовлетворить.
Обязать Озерова Николая Викторовича, /..../ пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в дальнейшем данное обследование проходить в установленные законом сроки не менее двух раз в год до 03 августа 2019 года.
Взыскать с Озерова Николая Викторовича в доход бюджета муниципального образования «Тегульдетский район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.В. Красов