Решение по делу № 21-237/2022 от 11.04.2022

Судья Жданов А.Н. Дело № 21-237/2022

(номер дела в суде первой инстанции 12-273/2022)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Щелканов М.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе АО «Электромонтаж» на решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года и постановление начальника Управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 09 ноября 2021 года, в соответствии с которым АО «Электромонтаж» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

09.11.2021 г. постановлением начальника Управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Зыкова Н.Н. от 09.11.2021 АО «Электромонтаж» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 200000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Решение и постановление обжалованы АО «Электромонтаж». Также поданы дополнения к жалобе.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми принял участие представитель АО «Электромонтаж» Мосеевский К.В., который поддержал доводы жалобы.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явилось, извещено надлежащим образом, на основании ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав объяснения Мосеевского К.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что согласно договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице главного лесничего ГУ «Удорское лесничество» Прокопьева В.С. и ПАО «МРСК «Северо-Запада» в лице директора Производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК «Северо-Запада» в Республике Коми Денерт Э.А., лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в пределах <Номер обезличен> квартала № <Номер обезличен> и выделах <Номер обезличен> квартала № <Номер обезличен> Косланского участкового лесничества ГУ «Удорское лесничество», передан во временное пользование до 31.10.2021 ПАО «МРСК «Северо-Запада» с целью реконструкции ВЛ 10 кВ «Кослан-Аэропорт» яч. 16Д ПС 35/10 кВ «Кослан» в с. Кослан Удорского района Республики Коми.

На основании договора подряда № <Номер обезличен>, заключенного <Дата обезличена> ПАО «МРСК «Северо-Запада» с АО «Электромонтаж», Обществу передан лесной участок, расположенный в пределах № <Номер обезличен> квартала № <Номер обезличен> Косланского участкового лесничества ГУ «Удорское лесничество».

Должностным лицом ГУ РК «Удорское лесничество» <Дата обезличена> на основании Приказа №20 от 31.03.2021 г. «О проведении патрулирования» и в соответствии с утвержденным маршрутом проведено патрулирование лесов в квартале <Адрес обезличен>.

В ходе патрулирования выявлены нарушения действующего законодательства в виде незаконной рубки деревьев в количестве 90 штук общим объемом 48,8 куб.м. (породы <Дата обезличена> 30.04.2021. Согласно Акту размер лесонарушения и причиненного им ущерба составил 1772282 рублей.

По результатам рассмотрения выявленных нарушений <Дата обезличена> начальником СГ ОМВД России по Удорскому району в отношении Филиппова Н.Ф., Попова К.М., Сергиенко И.О., Сергиенко О.Н., Спирина А.И. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в их деяниях состава преступления предусмотренного по ч.3 ст. 260 УК РФ.

14.10.2021 в отношении АО «Электромонтаж» составлен протокол №<Номер обезличен> об административном правонарушении ч. 1 ст. 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

09.11.2021 г. постановлением начальника Управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Зыкова Н.Н. от 09.11.2021 АО «Электромонтаж» привлечено к административному наказанию за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В силу частей 1, 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов) (часть 1 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 указанной статьи порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта

В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21), следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Довод жалобы о неисследовании приведенных в решении договоров отклоняется, поскольку сведения о них приведены из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.10.2021. АО «Электромонтаж» не представлено иных договоров, подтверждающих законность произведенной рубки, либо копий данных договоров, условия которых отличаются от обстоятельств, описанных в решении.

Ссылка на отсутствие поверки средства измерения – навигатора, которым было описано место незаконной рубки, отклоняется, поскольку факт незаконной рубки подтверждается актом о лесонарушении от <Дата обезличена><Номер обезличен>, докладной участкового лесничего Косланского участкового лесничества от <Дата обезличена>, актом патрулирования территории лесного фонда от <Дата обезличена><Номер обезличен>, объяснениями генерального директора АО «Электромонтаж» Кичигина А.Ю., мастера АО «Электромонтаж» Фидлиппова Н.Ф., рабочих Попова К.М., Сергиенко И.О., Сергиенко О.Н., Спирина А.И., полученных при проведении проверки в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ.

Данным доказательствам дана надлежащая оценка с учетом положений ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее применении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценив характер, и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, установлено, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Признание рассматриваемого случая исключительным, совершенного АО «Электромонтаж» правонарушения малозначительным и освобождение юридического лица от ответственности в данном случае не приведет к обеспечению определенных статьями 1.2, 3.1 КоАП РФ целей административной ответственности.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, введенной в действие с 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

АО «Электромонтаж» внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.08.2017, что подтверждается выпиской из реестра.

Положения п. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ не применимы к ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.

Разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, оспариваемое решение и постановление подлежат изменению в части размера административного штрафа путем его уменьшения в два раза - до 100000 руб., пропорционально изменению в соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года и постановление начальника Управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного инспектора Зыкова Н.Н. от 09 ноября 2021 года изменить в части размера административного штрафа, определив его в сумме 100 000 рублей.

В оставшейся части решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года и постановление начальника Управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного инспектора Зыкова Н.Н. от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу АО «Электромонтаж» - без удовлетворения.

Судья         подпись                М.В. Щелканов

Копия верна: Судья                         М.В. Щелканов

21-237/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
АО "Электромонтаж"
Другие
Мосеевский К.В.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Статьи

8.28

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.04.2022Материалы переданы в производство судье
19.04.2022Материалы переданы в производство судье
20.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
28.04.2022Дело передано в экспедицию
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее