Решение по делу № 33-6423/2023 от 02.08.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Атаев Э.М.

Номер дела в суде первой инстанции

УИД 05RS0-92

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Османова М. А. к Администрации ГОсВД «г. Махачкала» о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Шабровой А.А. судебная коллегия

установила:

Османов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД « город Махачкала» об обязании включить в список детей –сирот на получение жилья, предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, заключить договор найма сроком на 5 лет.

Иск мотивирован тем, что истец, <дата> года рождения, является сиротой.

В мае 2022 года он обратился в Администрацию г. Махачкалы о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Администрацией г. Махачкалы от <дата> ему было отказано в постановке на учет по данной категории со ссылкой на отсутствие акта органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на получение жилья.

Его родители умерли до достижения им возраста 18 лет. Таким образом, постановление администрации города о назначении попечительства над ним не является основанием для отказа ему в постановке на жилищный учёт как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования Османова М. А. к Администрации ГОсВД «г.Махачкала», третьему лицу - Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список, предоставить жилое помещение и заключить договор найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) включить Османова М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить во внеочередном порядке Османову М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет».

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> в части удовлетворения иска Османова М.А. к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Османова М.А. к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании Администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить во внеочередном порядке Османову М.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет отказать.

В остальной части решение оставить без изменения».

На данное определение истцом Османовым М.А. подана кассационная жалоба, в которой просит апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> отменить, решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения.

Определением Пятого Кассационного Суда Общей Юрисдикции от <дата> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> в части разрешения требований Османова М.А. о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда и понуждении к заключению договора найма отменено. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе начальник правового управления Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истец обратился в Администрацию г. Махачкалы с заявлением, не оформленным надлежащим образом, копии документов не были заверены, отсутствовал акт органа опеки и попечительства. Судом не исследованы причины, по которым истец до достижения им возраста 21 года не был принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Вынесенным решением суда нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой. При принятии решения судом не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Османов М.А., <дата> года рождения, является сиротой: мать истца – Мусаева П., умерла <дата>, а отец - Османов А.А. умер <дата>, что подтверждается свидетельствами о смерти серии I-БД , серии I-БД .

Таким образом, установлено, что родители истца умерли до достижения им совершеннолетия.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданном Управлением Росреестра по РД <дата>, следует, что за Османовым М.А. информация о наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности на недвижимое имущество отсутствует.

Также из представленного суду апелляционной инстанции справки филиала ППК «Роскадастр» по РД от <дата> следует, что за Османовым А. А. и Мусаевой Патимат (родители истца) домовладение (индивидуальное жилье, квартира) по Республике Дагестан не значится.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательства Республики Дагестан, регулирующего правоотношения по обеспечению жильем категории граждан, к которой принадлежит истец, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходил из установленных обстоятельств, подтверждающих как статус истца и принадлежность к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так и ее не обеспеченность жилым помещением.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности обеспечить истца жилым помещением по решению суда без соблюдения установленного порядка нарушит права и законные интересы лиц этой же категории, включенных в Список, право которых возникло ранее, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Дагестан очередность реализации категорией граждан, к которым относится истец, права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусмотрена.

Принимая во внимание, что гарантируемая истцу социальная поддержка, а именно обеспечение жилым помещением, до настоящего времени не реализована именно по причине не выполнения своевременно уполномоченными органами власти возложенной на них обязанности, суд законно обязал администрацию <адрес>, как уполномоченный в настоящее время орган исполнительной власти Республики Дагестан, предоставить Османову М.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Махачкалы.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика администрации, сформулированные и поддержанные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Республики Дагестан г. Махачкалы от <дата> в части обязания Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить во внеочередном порядке Османову М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Атаев Э.М.

Номер дела в суде первой инстанции

УИД 05RS0-92

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Османова М. А. к Администрации ГОсВД «г. Махачкала» о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Шабровой А.А. судебная коллегия

установила:

Османов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД « город Махачкала» об обязании включить в список детей –сирот на получение жилья, предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, заключить договор найма сроком на 5 лет.

Иск мотивирован тем, что истец, <дата> года рождения, является сиротой.

В мае 2022 года он обратился в Администрацию г. Махачкалы о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Администрацией г. Махачкалы от <дата> ему было отказано в постановке на учет по данной категории со ссылкой на отсутствие акта органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на получение жилья.

Его родители умерли до достижения им возраста 18 лет. Таким образом, постановление администрации города о назначении попечительства над ним не является основанием для отказа ему в постановке на жилищный учёт как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования Османова М. А. к Администрации ГОсВД «г.Махачкала», третьему лицу - Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список, предоставить жилое помещение и заключить договор найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) включить Османова М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить во внеочередном порядке Османову М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет».

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> в части удовлетворения иска Османова М.А. к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Османова М.А. к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании Администрации ГОсВД «город Махачкала» предоставить во внеочередном порядке Османову М.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет отказать.

В остальной части решение оставить без изменения».

На данное определение истцом Османовым М.А. подана кассационная жалоба, в которой просит апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> отменить, решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения.

Определением Пятого Кассационного Суда Общей Юрисдикции от <дата> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> в части разрешения требований Османова М.А. о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда и понуждении к заключению договора найма отменено. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе начальник правового управления Администрации ГОсВД «город Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истец обратился в Администрацию г. Махачкалы с заявлением, не оформленным надлежащим образом, копии документов не были заверены, отсутствовал акт органа опеки и попечительства. Судом не исследованы причины, по которым истец до достижения им возраста 21 года не был принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Вынесенным решением суда нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой. При принятии решения судом не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Османов М.А., <дата> года рождения, является сиротой: мать истца – Мусаева П., умерла <дата>, а отец - Османов А.А. умер <дата>, что подтверждается свидетельствами о смерти серии I-БД , серии I-БД .

Таким образом, установлено, что родители истца умерли до достижения им совершеннолетия.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданном Управлением Росреестра по РД <дата>, следует, что за Османовым М.А. информация о наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности на недвижимое имущество отсутствует.

Также из представленного суду апелляционной инстанции справки филиала ППК «Роскадастр» по РД от <дата> следует, что за Османовым А. А. и Мусаевой Патимат (родители истца) домовладение (индивидуальное жилье, квартира) по Республике Дагестан не значится.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательства Республики Дагестан, регулирующего правоотношения по обеспечению жильем категории граждан, к которой принадлежит истец, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходил из установленных обстоятельств, подтверждающих как статус истца и принадлежность к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так и ее не обеспеченность жилым помещением.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности обеспечить истца жилым помещением по решению суда без соблюдения установленного порядка нарушит права и законные интересы лиц этой же категории, включенных в Список, право которых возникло ранее, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Дагестан очередность реализации категорией граждан, к которым относится истец, права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусмотрена.

Принимая во внимание, что гарантируемая истцу социальная поддержка, а именно обеспечение жилым помещением, до настоящего времени не реализована именно по причине не выполнения своевременно уполномоченными органами власти возложенной на них обязанности, суд законно обязал администрацию <адрес>, как уполномоченный в настоящее время орган исполнительной власти Республики Дагестан, предоставить Османову М.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Махачкалы.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика администрации, сформулированные и поддержанные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Республики Дагестан г. Махачкалы от <дата> в части обязания Администрацию ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить во внеочередном порядке Османову М. А., <дата> г.р. (паспорт серии 8219 ) жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-6423/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Османов Магомед Абдулкаримович
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Гаджиеву Д.М.
МКУ Управление по реализации программы Ветхое аварийное жилье и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД г.Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.08.2023Передача дела судье
08.09.2023Судебное заседание
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Передано в экспедицию
08.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее