№2а-4048/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Клименко Е.Г.,
при секретаре Сивопляс Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратилось с административным иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылаясь на то, что проверкой, проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2015 №3922-па утверждена схема водоснабжения и водоотведения г.Комсомольска-на-Амуре с 2015 по 2030 года. Сточные воды от объектов промышленности и населения микрорайона Западный сбрасываются в реку Бочин без очистки в связи с разрушением очистных сооружений. Сброс неочищенных сточных вод в водные объекты представляет угрозу загрязнения водных объектов опасными веществами, нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также конституционное право на благоприятную окружающую среду. По выявленным нарушениям законодательства прокурором 29.06.2018 главе г.Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу администрации на указанное представление при разработке схемы водоотведения администрацией города включены мероприятия по строительству очистных сооружений в мкр.Западный. Период реализации мероприятий по строительству очистных сооружений составил 2018-2025 годы. Однако в настоящее время администрацией г.Комсомольска-на-Амуре лишь прорабатывается вопрос о включении затрат по выполнению работ по проектированию очистных сооружений в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре. Учитывая, что сети водоотведения в указанном микрорайоне приняты в муниципальную собственность еще в 2006 году, можно сделать вывод о длительном непринятии администрацией г.Комсомольска-на-Амуре мер по организации надлежащего водоотведения сточных вод от микрорайона Западный, исключающего сброс сточных вод без очистки в реку Бочин. Непринятие действенных мер по исполнению полномочий по организации водоотведения и охране окружающей среды приводит к невозможности исполнения гарантирующей организацией МУП «Горводоканал» требований законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в водный объект. Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре, исключающего сброс сточных вод в реку Бочин без очистки; возложить на администрацию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» обязанность организовать надлежащее водоотведение в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре, исключающее сброс сточных вод в реку Бочин без очистки.
Представитель административного истца Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора В Е.Ф., действующий в силу должностных полномочий, исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске и дополнительно пояснил, что очистные сооружения не выполняют свои функции с 2008 года и до настоящего времени ответчиком не принято мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, что нарушает права граждан. Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре издан нормативный правовой акт, однако более никаких мер не предпринято.
Представитель административного ответчика Б М.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре прорабатываются вопросы о включении в планы по установке водоотведения на территории г.Комсомольска-на-Амуре. На 2019 год запланирована разработка схемы водоснабжения и водоотведения города. Ранее решение данного вопроса не представлялось возможным, поскольку требуется соответствующее финансирование.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Положениями ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 24 июня 1998 года №7-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно подп.4.1.1 п.4.1 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве; содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100; содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения; содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой "отсутствие".
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения это - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.п.4, 8 и 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу ч.1 ст.3 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, город Комсомольск-на-Амуре - муниципальное образование со статусом городского округа, в границах которого осуществляется местное самоуправление по решению вопросов местного значения.
Пунктами 4, 11 ч.1. ст.6 Устава установлено, что органы местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с п.1.3 Устава города Комсомольска-на-Амуре исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" является администрация города Комсомольска-на-Амуре.
Распоряжением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 17.08.2006 (№)-ра в состав собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» от ФГУК «Дружба принят мкр.Западный, в том числе очистные сооружения (иные данные).
Приказом заместителя Главы администрации города – Председателя Комитета по управлению имуществом администрации г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 10.12.2008 (№) данные объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Горводоканал».
Постановлением Главы г.Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2015 (№)-па на заместителя главы г.Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность по контролю за выполнением утверждения схемы водоснабжения и водоотведения г.Комсомольска-на-Амуре на период с 2015 до 2030 года.
Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов, в том числе при сбросе сточных вод, обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей и причинение вреда окружающей среде, а также выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 №74-ФЗ, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Из анализа вышеприведенных законодательно закрепленных нормативных положений следует, что муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» отнесено к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по водоснабжению, водоотведению, установке очистных сооружений на всех местах выпуска сточных вод в водные объекты.
Частью 1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" регламентировано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как установлено в судебном заседании, Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2015 N 3922-па утверждена Схема водоснабжения и водоотведения города Комсомольска-на-Амуре на период с 2015 до 2030 года.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.05.2012 (№) утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2012 – 2015 годы и на период до 2020 года, в п.4.1.3 которой предусмотрено проектирование строительства и строительство очистных сооружений канализации в мкрн. Западный в период 2018 – 2020 годы.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 01.03.2017 (№)-па утверждено техническое задание по разработке инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» по развитию водоснабжения и водоотведения на период 2018-2022 годы, в которое Постановлениями Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 31.08.2017 N 2205-па и от 25.09.2017 N 2412-па внесены изменения.
Кроме того, на сайте администрации города Комсомольска-на-Амуре размещен проект постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре об утверждении технического задания по корректировке инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Гороводоканал» по развитию водоснабжения и водоотведения на период 2018 – 2022 годы, в п.1.1.2 которого предусмотрены проектно-изыскательские работы для строительства очистных сооружений в мкр.Западный.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что административным ответчиком принимаются меры по организации водоотведения в мкр.Западный города Комсомольска-на-Амуре, в связи с чем исковые требования о признании незаконными бездействия администрации города Комсомольска-на-Амуре, удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что административным ответчиком надлежащеее водоотведения в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре не организовано, в связи с чем доводы административного ответчика судом отклоняются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что сброс неочищенных сточных вод в реку Бочин в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, распространения заболеваний, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем, в связи с чем исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию города Комсомольска-на-Амуре обязанность организовать надлежащее водоотведение в мкр. Западный города Комсомолька-на-Амуре, исключающее сброс сточных вод в реку Бочин без очистки, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц по административному делу по административному исковому заявлению к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Комсомольска-на-Амуре обязанность организовать надлежащее водоотведение в мкр.Западный г.Комсомольска-на-Амуре, исключающее сброс сточных вод в реку Бочин без очистки.
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Клименко