Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Бичура 13 марта 2015 года
Бичурский районный суд РБ в составе председательствующего, судьи Перелыгиной Т.И., при секретаре Разуваевой И.Н., с участием представителя истца – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» Степановой С.В., действующей на основании доверенности, ответчика Григорьевой Г.Ф., её представителя Зояркина А.Д., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «МРСК Сибири» к Григорьевой Г.Ф. о взыскании затрат, выплаченных по договору о целевой подготовке специалиста со средним профессиональным образованием, встречный иск Григорьевой Г.Ф. к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании недействительным условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» обратилось в суд с иском к Григорьевой Г.Ф. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>., выплаченных по договору о целевой подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Исковые требования мотивированы тем, что по условиям данного договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ГБОУ среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум», ОАО «МРСК Сибири» и Григорьевой Г.Ф. заказчик – ОАО «МРСК Сибири» принял на себя обязательства выплачивать Григорьевой Г.Ф. за весь период обучения надбавку к стипендии в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно и по окончании образовательного учреждения принять её на работу по специальности, заключив с ней трудовой договор сроком на <данные изъяты> года. В свою очередь, Григорьева Г.Ф. приняла на себя обязательство прибыть в течение месяца после окончания образовательного учреждения в Бичурский РЭС Производственного отделения Южные электрические сети для заключения с заказчиком трудового договора сроком на три года.
Свои обязательства по договору истец выполнил, выплатив Григорьевой Г.Ф. доплату к стипендии в сумме <данные изъяты> рублей, предложил работу по профессии «Электромонтер по эксплуатации электросчетчиков 3 разряда участка учета и реализации электроэнергии Бичурского РЭС ПО Южные электрические сети». Однако Григорьева Г.Ф. отказалась от предложенной работы, оформив заявление о расторжении договора, где указала, что обязуется выплатить все расходы, понесенные ОАО «МРСК Сибири». Впоследствии свои обязательства по возврату денег Григорьева не выполнила, что послужило основанием для обращения в суд.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято заявление об изменении основания иска, согласно которому истец просил признать основанием иска отказ ответчика Григорьевой Г.Ф. от работы по специальности «техник-электрик» (техник по работе с населением участка транспорта электроэнергии района электрических сетей ПО Южные электрические сети). Изменение основания иска, как пояснил в судебном заседании представитель истца, обосновано тем, что данная должность как должность, соответствующая квалификации Григорьевой Г.Ф., была предложена ей в <данные изъяты>, вручено уведомление с просьбой заключить договор до ДД.ММ.ГГГГ, для ознакомления вручена должностная инструкция. Однако Григорьева Г.Ф. не заключила трудовой договор и не приступила к исполнению своих должностных обязанностей.
В судебном заседании представитель истца Степанова С.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, встречные исковые требования Григорьевой Г.Ф. не признала, пояснив суду, что требования о признании недействительными условий ученического договора не могут быть заявлены в рамках трудового законодательства, поэтому не могут быть удовлетворены.
Ответчик Григорьева Г.Ф. и её представитель Зояркин А.Д. не признали исковые требования и предъявили встречный иск к ОАО «МРСК Сибири» о признании недействительным договора № от ДД.ММ.ГГГГ как ученического договора, ссылаясь на то, что в указанном договоре и дополнительном соглашении к нему не указана конкретная квалификация, приобретаемая учеником, отсутствует указание на обязанность работника проработать у работодателя определенный срок в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. В нарушение требований ст.199 ТК РФ в договоре указана только обязанность студента «прибыть в течение месяца после окончания учебного заведения в Бичурский РЭС ПО Южные электрические сети для заключения с заказчиком трудового договора сроком на <данные изъяты> года».
В дальнейшем изменили предмет встречного иска: просили признать недействительными условия п.3.2.6 и 3.2.7 договора по основаниям, указанным во встречном иске. Факт предложения работы в <данные изъяты> года, в должности техника по работе с населением участка транспорта электроэнергии района электрических сетей ПО Южные электрические сети, не отрицали. При этом полагали, что в связи с данным предложением у Григорьевой Г.Ф. не возникла обязанность заключить трудовой договор на три года, на условиях, указанных в ученическом договоре.
Представитель ответчика Григорьевой Г.Ф. – Зояркин А.Д. просил также обратить внимание на то, что указанное в договоре направление подготовки специалиста «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий» не соответствует Перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 28 сентября 2009 г. N 355, в котором направление подготовки специалистов указано как «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение.
В соответствии с ч.1 ст. 199 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
В силу ч.2 ст.207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно договору <данные изъяты> о целевой подготовке специалистов со средним профессиональным образованием от ДД.ММ.ГГГГ предметом договора является подготовка специалиста в ГБОУ среднего профессионального образования «Гусиноозёрский энергетический техникум» по специальности «Электрические станции, сети и системы» и направлению «Электрические станции, сети и системы» в течение <данные изъяты> месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно дополнительному соглашению, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ГБОУ среднего профессионального образования «Бурятский индустриальный республиканский техникум», в данный договор внесены изменения: направление целевой подготовки Григорьевой Г.Ф. изменено на «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий». Подготовка специалиста согласно соглашению должна осуществляться в ГБОУ СПО «Бурятский индустриальный республиканский техникум» в течение <данные изъяты> месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора (п.3.3.1) заказчик принял на себя обязательство ежемесячно выплачивать надбавку к стипендии Григорьевой Г.Ф. в размере <данные изъяты> рублей в месяц, весь период целевой подготовки специалиста, принять её по окончании образовательного учреждения на работу по специальности, заключив с ней трудовой договор на 3 года (п.3.3.5).
В соответствии с п.3.2.6 договора Григорьева Г.Ф., обязана была прибыть в течение месяца после окончания учебного заведения в Бичурский РЭС ПО Южные электрические сети для заключения с заказчиком (ОАО «МРСК Сибири») трудового договора сроком на три года.
В соответствии с п.3.2.7 договора в случае расторжения договора по инициативе студента, последний обязуется возместить сумму расходов, понесенную заказчиком на выплату надбавки к стипендии в течение 15 календарных дней. В случае увольнения по собственному желанию до истечения установленного п.3.2.6 договора срока, а также за нарушение трудовой дисциплины, совершение других виновных действий, за которые трудовым законодательством предусмотрено увольнение с работы, возместить заказчику затраты пропорционально неотработанному времени.
Как видно из материалов дела, заказчик - ОАО МРСК «Сибири»- Бурятэнерго» - выполнил взятые им по договору обязательства в части выплаты Григорьевой Г.Ф. надбавки к стипендии в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежными поручениями и не оспаривается ответчиком. Однако по окончании срока целевой подготовки предложил Григорьевой, прибывшей в ОАО, работу в должности «Электромонтер по эксплуатации электросчетчиков 3 разряда участка учета и реализации электроэнергии Бичурского РЭС ПО ЮЭС».
Как пояснила в судебном заседании Григорьева Г.Ф., она отказалась от предложенной должности, поскольку должность не соответствовала полученной квалификации и направлению подготовки.
Так, согласно диплому ГБОУ среднего профессионального образования «Бурятский республиканский индустриальный техникум» г.Улан-Удэ Григорьевой Г.Ф. присвоена квалификация «Техник» по направлению «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».
В судебном заседании представитель истца признал факт предоставления работы не по специальности и квалификации, поэтому в период судебного разбирательства Григорьевой была предложена работа в должности техника по работе с населением участка транспорта электроэнергии района электрических сетей ПО Южные электрические сети, от которой ответчик Григорьева также отказалась, мотивировав в судебном заседании тем, что в связи с данным предложением у неё не возникла обязанность заключить трудовой договор на три года, на условиях, указанных в ученическом договоре.
Судом установлено, что обязательное условие о необходимости работника по окончании обучения проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в договоре, в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией, в договоре на обучение отсутствует.
Кроме того, согласно договору подготовка Григорьевой осуществлялась по направлению «Электрические станции, сети и система», согласно дополнительному соглашению – по направлению «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий». При этом в связи с изменением направления подготовки Григорьевой, в дополнительном соглашении не конкретизирована специальность, которую она должна получить.
Несмотря на то, что согласно Перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355, данные направления являются двумя разными направлениями подготовки специалистов (одно из которых указано в Перечне как «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»), специальность, указанная в договоре как «Электрические станции, сети и система», в дополнительном соглашении дополнительно не оговорена и необоснованно оставлена без изменения.
Таким образом, имеющееся в договоре условие об обязанности работника заключить с заказчиком (ОАО «МРСК Сибири») трудовой договор сроком на три года без указания наименования профессии, специальности, квалификации, противоречит норме, изложенной в ч.1 ст.199 ТК РФ ( в редакции, действовавшей на момент заключения договора).
Поэтому отказ Григорьевой Г.Ф. от предложенной работы в должности электромонтера по эксплуатации электросчетчиков 3 разряда участка учета и реализации электроэнергии Бичурского РЭС ПО ЮЭС», а в дальнейшем её отказ от предложенной работы в должности техника по работе с населением участка транспорта электроэнергии района электрических сетей ПО Южные электрические сети, не может свидетельствовать о невыполнении Григорьевой условий договора ( и дополнительного соглашения к нему) без уважительных причин.
В силу ст.206 ТК РФ условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Учитывая, что условия договора о необходимости отработки на предприятии без указания специальности, профессии, квалификации, предусмотренные п.3.2.6 договора, ухудшают положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства, суд считает необходимым признать их недействительными и не подлежащими применению.
В связи с установленными обстоятельствами дела, суд считает, что у истца отсутствуют основания требовать от Григорьевой Г.Ф. исполнения договора в части обязанности трудоустройства и возмещения всех понесенных истцом расходов, связанных с обучением, поэтому считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ОАО «МРСК Сибири», и удовлетворить встречные исковые требования Григорьевой Г.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3.2.6, 3.2.7 ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░ ░.» ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2015 ░░░░