Решение по делу № 2-1574/2023 от 13.11.2023

47RS0007-01-2023-002619-23

Дело № 2-1574/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2023 года                                                      г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,

при секретаре Турицыной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Демичева А.А., действующего на основании доверенности от 28 декабря 2022 года сроком до 31 декабря 2023 года, представителя ответчика СНТ «Возрождение» Кириллова А.Л., действующего на основании решения общего собрания СНТ «Возрождение» от 27 мая 2019 года,

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Возрождение» о признании бездействия противоправным, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

13 ноября 2023 года истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ответчику СНТ «Возрождение» о признании бездействия, выраженного в ненадлежащей организации осуществления деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, в неисполнении положений ст. 11.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», незаконным,

обязании осуществлять организацию деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов в соответствии со ст. 11.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года и п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, путем оборудования контейнерной площадки по фактическому адресу нахождения СНТ «Возрождение» массив «Победа-2» в г. Кингисеппе Ленинградской области, на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от жилого дома, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что 17 октября 2023 года в территориальный орган отдела Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах поступило обращение за об отсутствии площадки для сбора твердых бытовых отходов в СНТ «Возрождение».

    Полагает, что ответчиком СНТ «Возрождение» нарушены требования статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункт 4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» (л.д. 4-8, 41-45).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика СНТ «Возрождение» в судебном заседании исковые требования не оспаривал, пояснил, что в настоящее время обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» для определения схемы размещения контейнерной площадки. Просил предоставить срок для исполнения решения суда до апреля 2024 года, с учетом количества согласований, необходимых для определения места размещения контейнерных площадок и их количества.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39). При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил (п. 2 ст. 50).

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного заседания установлено и материалами дела подтверждено, что на территории Кингисеппского района Ленинградской области осуществляет деятельность СНТ «Возрождение» (ИНН: 4707014460) по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Кингисепп, массив «Победа-2».

05 октября 2023 года ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах обратился г-н ФИО4 по вопросу отсутствия контейнера для сбора ТБО в СНТ «Возрождение» (л.д. 11, 12).

30 октября 2023 года ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах в адрес СНТ «Возрождение» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в части размещения площадки для сбора ТБО на территории садоводства (л.д. 15-17).

На предостережение в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах председателем СНТ «Возрождение» направлено сообщение о том, что СНТ «Возрождение» находится на левом берегу реки Луга, в прибрежной зоне, зоне подтопления, поэтому организовать площадку для вывоза мусора не представляется возможным. Компания по вывозу мусора расторгла с СНТ договор в одностороннем порядке, так как садоводство не может построить контейнерную площадку, до 2018 года садоводство заказывало машину для вывоза мусора 2 раза в летний период и 1 раз в месяц в осенний-весенний период (л.д. 10).

С такой позицией ответчика согласиться нельзя, поскольку в силу положений статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать данным требованиям, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

По смыслу пункта 5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9 СанПин 2.1.3684-21).

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В соответствии с положениями пункта 3 указанных Правил, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Пунктом 4 Правил установлено, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Заявка рассматривается уполномоченным органом в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5).

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в Приложении № 1 к Санитарным правилам.

Таблицей в Приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 указаны расстояния от объектов нормирования, количество устанавливаемых контейнеров, кратность помывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, кратность вывоза отходов, кратность профилактических дератизационных работ, кратность профилактических дезинсекционных работ (летом), необходимость установления навеса над мусоросборниками (за исключением бункеров) в зависимости от расстояния от объектов нормирования (для ТКО более 20 метров и от 15 до 20 метров).

Учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

На территории СНТ «Возрождение» расположены индивидуальные жилые дома, садовые дома, как следует из обращения г-на ФИО4, многие садоводы проживают на территории СНТ «Возрождение» круглогодично, что ответчиком не оспаривалось. При этом контейнерная площадка для сбора ТКО отсутствует, что причиняет значительные неудобства и нарушает право на благоприятную окружающую среду как членов товарищества, так и иных лиц, проживающих на территории садоводства.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы, послужившие основанием для обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области с настоящим иском в суд.

Ответчиком не представлено суду доказательств невозможности установления таких площадок на территории СНТ «Возрождение».

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, а с учетом положений Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, которые будут применяться при исполнении вступивших в законную силу судебных постановлений по настоящему делу, ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом размещение контейнерных площадок, в том числе отличное от нормативно установленных.

Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, до апреля 2024 года.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от которой истец был освобожден.

Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Таким образом, поскольку Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, то с ответчика СНТ «Возрождение» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,

                                                 Р Е Ш И Л:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Возрождение» о признании бездействия противоправным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать СНТ «Возрождение» (ИНН: 4707014460) осуществить организацию деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов в соответствии со ст. 11.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года и п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, путем оборудования контейнерной площадки на территории СНТ «Возрождение» по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Кингисепп, массив «Победа-2», на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от жилого дома, до апреля 2024 года.

Взыскать с СНТ «Возрождение» (ИНН: 4707014460) в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

                   Судья                                            Дунькина Е.Н.

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года.

2-1574/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области
Ответчики
СНТ "Возрождение"
Другие
Демичев Андрей Александрович
Мурсалов Максим Низамутдинович
Кириллов Алексей Леонидович
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Дунькина Елена Николаевна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее