РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2022 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,
при секретаре Гардеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0033-01-2022-001394-07 (2-1255/2022) по иску Шурхаленко В.М. к Шурхаленко Д.В., Шурхаленко В.О,, администрации города Иркутска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности,
установил:
в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратилась Шурхаленко В.М. с иском к Шурхаленко Д.В., администрации г. Иркутска, указав в его обоснование, что истец Шурхаленко В.М. является супругой Шурхаленко В.В., умершего <дата>. <дата> Исполнительным комитетом Иркутского городского совета народных депутатов было принято решение выдать Ш.В.В. регистрационное удостоверение на право собственности на домовладение по адресу: <адрес>, полезной площадью жилого каркасно-засыпного дома, 45,8 кв.м, в т.ч. жилой – 30,4 кв.м, площадь земельного участка составила 659 кв.м. По указанному адресу с <дата> и по настоящее время зарегистрирована истец. Также по указанному адресу зарегистрированы ее сын Шурхаленко Д.В., внучка Ш.В.Д,. После смерти Ш.В.В. наследственное дело не открывалось. Его наследниками первой очереди были: супруга – Шурхаленко В.М., сын – Шурхаленко Д.В., сын – Ш.О.В.., умерший <дата> и родители – отец Ш.В.И. мать Ш.Л.В. в настоящее время также умершие. Все оставшееся после смерти Ш.В.В. имущество было фактически приято его супругой, в т.ч. дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором она проживает по настоящее время, оплачивает земельный и имущественный налог, электроэнергию, производила ремонт в доме, следила за его сохранностью.
На основании изложенного, истец просит суд признать Шурхаленко Ш.Л.В. фактически принявшей наследство после смерти мужа Ш.В.В.; признать за Шурхаленко Ш.В.В. право собственности на жилой дом площадью 45,8 кв.м, кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Шурхаленко В.М. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске, настаивала на удовлетворении требований. Дополнительно суду пояснила, что жили с Ш.В.В. в доме матери истца по <адрес>, соседи напротив продавали дом, и они с супругом приняли решение приобрести этот дом, заняли денег и купили п расписке, договора не было. Когда проживали в доме с 1973 года, родились дети – два сына Д. и О. Супруг истца предпринимал попытки узаконить дом. После смерти супруга в доме остались проживать истец и сыновья. В настоящее время в доме проживает истец, ответчик Д. и его дочь.
Ответчик Шурхаленко Д.В. в судебном заседании исковые требования считал обоснованными, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что не возражает, если дом будет оформлен на его мать.
Ответчик Шурхаленко В.О. в судебном заседании пояснил, что Шурхаленко В.М. приходится ему бабушкой, а Шурхаленко Д.В. – дядей, они проживают в спорном доме, взаимоотношения с ними поддерживает, на наследство не претендует.
В судебное заседание ответчик Шурхаленко Р.О., представитель ответчика администрации г. Иркутска не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Третье лицо Шурхаленко С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Ранее в судебном заседании дал пояснения, согласно которым Шурхаленко В.В. и Шурхаленко В.М. приобретали спорный дом сами, это их семейный дом, никто на него из родственников не претендовал, вселиться не пытался.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 35 Конституции РФ гарантируется каждому право наследования, под которым понимается переход имущества одного физического лица (наследодателя) в случае его смерти к другим лицам (наследникам) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Банковские вклады входят в наследственную массу.
Согласно ст. ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Статьей 1142 ГК РФ предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются - дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу п. 1, 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из разъяснений, данных в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 34 постановления от <дата> <номер> «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Судом установлено, что Ш.В.В., <дата> г.р., умер <дата>, что подтверждается повторным свидетельством о смерти I-СТ <номер> от <дата>.
Судом установлено, что после смерти Ш.В.В. осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из решения Исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов <номер> от <дата> Ш.Р.Р. выдано регистрационное удостоверение на право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, полезной площади жилого каркасно-засыпного дома, 45,8 кв.м, в т.ч. жилой – 30,4 кв.м, площадь земельного участка 659 кв.м.
В материалах дела также имеется соглашение от <дата>, согласно которому Ф. продал свой дом, находящийся по <адрес>, гр-ну Ш.В.В. за сумму <данные изъяты> руб., с надворной постройкой, приусадебный участок 5 соток.
Из выписки из ЕГРН от <дата> № КУВИ-001/2022-19137972 усматривается, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, отсутствуют, сведения об объекте имеет статус «актуальные, ранее учтенные».
По сведениям МУП «БТИ г. Иркутска» от 20.05.2022 по адресу: <адрес>, имеются сведения о регистрации за Ш.В.В. на основании решения исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов <номер> от <дата>. В материалы дела предоставлена копия инвентарного дела на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
После смерти Ш.В.В. наследниками первой очереди являлись: супруга Шурхаленко Ш.Л.В. (повторное свидетельство о заключении брака I-СТ <номер> о <дата>), дети Шурхаленко Д.В., Ш.О.В., а также родители Ш.В.И. и Ш.Л.В..
Судом установлено, что родители Ш.В.В. – отец Ш.В.И., <дата> г.р., умер <дата> (свидетельство о смерти I-СТ <номер> от <дата>), мать Ш.Л.В., <дата> г.р., умерла <дата> (свидетельство о смерти I-СТ <номер> от <дата>).
Сын Ш.В.В. – Ш.О.В., <дата> г.р., умер <дата>, о чем в материалы дела представлено свидетельство о смерти II-СТ <номер> от <дата>.
После смерти Ш.О.В. его наследниками первой очереди являются Шурхаленко В.О. (запись акта о рождении <номер> от <дата>) и Шурхаленко Р.О. (запись акта о рождении <номер> от <дата>).
Из искового заявления, пояснений истца следует, что в установленный законом шестимесячный срок она не обратилась к нотариусу для принятия наследства. Вместе с тем, истец указала в судебном заседании, в исковом заявлении, что она вступила во владение и пользование жилым домом, осуществляет действия по его содержанию, проживает в нем, где также имеет регистрацию по месту жительства; оплачивает электроэнергию, обязательные налоговые платежи, приняла меры по сохранению наследственного имущества. Ответчики Шурхаленко Д.В., Шурхаленко Р.О., Шурхаленко В.О. на наследство не претендуют, считают, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что по указанному адресу зарегистрированы Шурхаленко В.М. с <дата>, Шурхаленко Д.В. с <дата>, Шурхаленко В.Д. с <дата>, что подтверждается поквартирной карточкой, справкой <номер>-С6-00359 от 22.03..2022, выданной МКУ «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска.
В подтверждение доводов иска Шурхаленко В.М. представлен акт сверки с МУП «Водоканал» г. Иркутска по объекту: <адрес>, лицевой счет <номер>.
Согласно акту сверки задолженности по лицевому счету № ИНПР00043267, адрес потребителя: <адрес>, ООО «Иркутскэнергосбыт» переплата составила <данные изъяты> руб.
Согласно технического паспорта, составленного МУП «БТИ г. Иркутска» по состоянию на <дата>, объект по адресу: <адрес>, состоит из основного строения деревянного какркасно-засыпное – лит.А, веранда – лит.а, основного пристроя – литер А1, навеса – лит.а1, баня – лит.Г, уборная – лит.Г1, площадь застройки составляет <данные изъяты> кв.м. <адрес> жилого дома составляет 45,8 кв.м., в т.ч. жилой – 34,5 кв.м.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена В., которая показала, что знакома с истцом с 1954 года. После того как Шурхаленко В.М. вышла замуж, они с мужем купили спорный дом и стали в нем жить, потом родились дети у них. Дом за все время конструктивно не изменился, споров между родственниками относительно дома нет.
Суд принимает показания свидетеля в качестве доказательства по делу в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ. Оснований сомневаться в достоверности свидетельских показаний у суда не имеется, поскольку они согласуются с другими материалами дела, которые суд оценивает в совокупности.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства и представленные суду доказательства в целом, суд приходит к выводу о том, что после смерти Ш.В.В. имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования, перешло во владение Шурхаленко В.М., которая данное наследственное имущество фактически приняла, несет расходы по его содержанию, приняла меры по сохранению наследственного имущества. Учитывая, что действующим законодательством срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, не ограничен, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что наследство после смерти наследодателя принято истцом в установленном законом порядке и в срок, предусмотренный для принятия наследства.
В связи с чем, требования истца об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти Ш.В.В. на указанное наследственное имущество законы, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (соответственно главы 62 и 63 ГК РФ).
Поскольку, как установлено судом, что Шурхаленко В.М. фактически приняла наследство, суд приходит к выводу о возможности признания за ней право собственности на жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шурхаленко Ш.Л.В. удовлетворить.
Установить факт принятия Шурхаленко Ш.Л.В., <дата> г.р., наследства, открывшегося после смерти наследодателя Ш.В.В., <дата> г.р., умершего <дата>, в виде жилого дома с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Шурхаленко Ш.Л.В., <дата> г.р., право собственности на жилой дом площадью 45,8 кв.м, кадастровый <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зыкова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 22 августа 2022 года