Дело №2-710/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года пгт. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пересыпко М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сорокиной Т.Н.,
с участием процессуального истца – заместителя прокурора Курагинского района Прокопенко Е.В., представителя ответчика МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» - заведующей Бирих Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Марининский детский сад «Золотой ключик», администрации Курагинского района о возложении обязанности оборудовать пандусом здание детского сада,
у с т а н о в и л:
Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Курагинского района, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Марининский детский сад «Золотой ключик» (далее - МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик») о возложении обязанности провести работы по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.
Заявленные требования мотивированны тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки по исполнению общеобразовательными учреждениями и органами местного самоуправления требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидам и иным маломобильным группам населения, установлено, что МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» в нарушение требований Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 и положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вход в здание детского сада не оборудован пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски, что приводит к ущемлению законных прав маломобильных групп населения, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. В связи с чем, прокурор просит суд возложить на МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» и администрацию Курагинского района в срок не позднее 01 сентября 2018 года провести работы по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, а также просит обязать администрацию Курагинского района выделить денежные средства на выполнение в срок не позднее 01 сентября 2018 года работ по оборудованию здания детского сада пандусом.
В судебном заседании заместителя прокурора Курагинского района Прокопенко Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их в части срока исполнения, просил установить срок исполнения решения суда в срок не позднее 01 декабря 2018 года.
Представитель ответчика МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» - заведующая Бирих Л.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Курагинского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие суду не поступало, возражений по иску также не поступало.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации Курагинского района.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения энергоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
В силу ст. 210 и п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Суд учитывает, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" именно собственниками имущества, на которых возложена обязанность по содержанию муниципального имущества в требуемом законом состоянии, должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В ходе проведенной прокуратурой Курагинского района проверки установлено, что при входе в здание МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик», расположенного в <адрес> отсутствуют пандусы, обеспечивающие беспрепятственный доступ детей-инвалидов и маломобильных групп населения в указанное учреждение.
В связи с этим, а также учитывая, что вход в здание образовательного учреждения не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, как того требуют положения вышеизложенных норм закона, а также признание ответчиком МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» в этой части исковых требований, суд считает заявленные прокурором требования к ответчику МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» подлежащими удовлетворению, возложив на МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» обязанность установить пандус на основном входе в здание учреждения.
Согласно п. 1.4 Устава МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик», учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Курагинский район, для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере дошкольного образования.
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование – Курагинский район (п. 1.5 Устава).
Установленный срок для устранения нарушения (не позднее 01 декабря 2018 года), с учетом доводов сторон по делу, суд находит достаточным и разумным.
Как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора Курагинского района в части возложения на ответчиков: - МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» обязанности провести работы по оборудованию здания учреждения пандусом, - на администрацию Курагинского района Красноярского края обязанности профинансировать выполнение работ об оборудовании здания МБДОУ Марининский детский сад «Золотой ключик» пандусом, подлежат удовлетворению, находя их обоснованными и законными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Марининский детский сад «Золотой ключик», администрации Курагинского района о возложении обязанности оборудовать пандусом здание детского сада удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Марининский детский сад «Золотой ключик» в срок не позднее 01 декабря 2018 года провести работы по оборудованию здания учреждения пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Курагинского района выделить денежные средства на выполнение в срок не позднее 01 декабря 2018 года работ по оборудованию здания Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Марининский детский сад «Золотой ключик» пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Курагинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: подпись.
Копия верна: судья М.Ю. Пересыпко