Дело № 2а-5127/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Жибинова С.Н., при секретаре Монделе С.К., с участием представителя административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений <адрес> (далее – Минземимущество <адрес>), указав, что ДД.ММ.ГГГГ Минземимущество <адрес> отказало ей в удовлетворении заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Отказ Минземимущества РТ № от ДД.ММ.ГГГГ г. обоснован тем, что в <адрес> отсутствует утвержденный проект межевания территории. Данный отказ полагает незаконным, поскольку проект межевания территории необходим в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ. Препятствий в утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1 не имеется. Просит признать незаконным отказ Минземимущества <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возложив на Минземимущество <адрес> обязанность устранить нарушение путем утверждения схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии <адрес>.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах неявки – не известила, ходатайств об отложении – не заявила, поэтому суд признает причину ее неявки неуважительной и рассматривает дело без ее участия.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, в которых просил оставить иск без удовлетворения, рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованных лиц Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии <адрес>, Мэрии <адрес> в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки – не известили, ходатайств об отложении – не заявили, поэтому суд признает причину их неявки неуважительной и рассматривает дело без их участия.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, административный иск подан почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд истцом не пропущен.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Согласно п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В силу п.10 ч.2 ст.39 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
Норма статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Согласно ч.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.16 ст.11.10. Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п.16 ст.11.10. Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является членом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается членской книжкой и справкой председателя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Минземимущества РТ № ОГ-1422от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ФИО1, Минземимущество <адрес> отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку отсутствуют сведения о наличии утвержденного проекта межевания территории <адрес>
При всем при этом в содержании оспариваемого ответа Минземимущества <адрес> не приведено ни одной ссылки на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие основания отказа.
При таких обстоятельствах, учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик не представил суду доказательств, обосновывающих законность и обоснованность оспариваемого отказа, принимая во внимание, что в обоснование оспариваемого отказа Минземимуществом РТ не приведено ни одной ссылки на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, суд считает, отказ Минземимущества РТ № ОГ-1422 от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка не может быть признан законным и обоснованным, поэтому требование административного истца к административному ответчику о признании незаконным приведенного отказа подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Так как суд пришел к выводу о том, что Минземимущество <адрес> не обосновало законность своего отказа № № от ДД.ММ.ГГГГ, то данный административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление ФИО1 в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.
При этом, суд не вправе предрешать результат рассмотрения заявления ФИО1 Минземимуществом <адрес>, так как это будет ограничением прав и полномочий органа исполнительной власти, на который законом возложена обязанность по рассмотрению вопросов касающихся земельных отношений, следовательно, требования истца об устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд
решил:
административный иск ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности устранить нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений № устранить нарушение права ФИО1 в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда - путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Обязать административного ответчика сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу о его исполнении в Кызылский городской суд и административному истцу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н. Жибинов