Дело №а-1243/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО5,
с участием с участием:
ФИО1 административного истца – ФИО10, ФИО11,
ФИО1 административных соответчиков:
ФИО2 Республики Крым – ФИО12,
Министерства ЖКХ Республики Крым – ФИО6,
ГКУ РК «Управления капитального ремонта многоквартирных домов» – ФИО7,
ФИО1 сельского поселения <адрес>-ФИО8,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Заместителя прокурора Республики Крым ФИО9 в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Республики Крым
к административным ответчикам ФИО2 Республики Крым, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственному казенному учреждению «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 сельского поселения <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 Гвардейского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Журавлевского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Добровского сельского поселения <адрес>,
при участии заинтересованного лица - Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о признании незаконным бездействия и установлении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым ФИО9 обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с вышеуказанным административным иском, в котором заявлены требования следующего содержания:
- признать незаконным бездействие ФИО2 Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 сельского поселения <адрес>, выразившееся в неисполнении мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в части мероприятий, запланированных на 2020 год;
- возложить на Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 сельского поселения <адрес> и в субсидиарном порядке на ФИО2 Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению в законную силу обеспечить исполнение запланированных на 2020 год мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах» путем переселения жителей аварийных многоквартирных домов в следующих параметрах: всего 157 жителей, расселяемая площадь всего 2591,9 кв.м., из них:
по адресу: <адрес>, всего 7 жителей; общая площадь– 142,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 47 жителей, общая площадь– 704,90 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 7 жителей, общая площадь – 109,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, д. Разъезд Сторожевое; всего 7 жителей, общая площадь – 119,8 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 20 жителей, общая площадь – 386,30 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 13 жителей, общая площадь – 192,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 49 жителей, общая площадь – 854,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 7 жителей, общая площадь – 81,50 кв.м.,
Заявленные заместителем прокурора Республики Крым ФИО9 в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Республики Крым требования мотивированы тем, что постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025» (далее - Программа). Исполнителями программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» и органы местного самоуправления. В 2020 году программой было предусмотрено расселение 55 жилых помещений в 8 многоквартирных домах на территории Бахчисарайского и <адрес>ов Республики Крым, однако фактически расселены только 3 квартиры. Квартиры для переселения остальных граждан, проживающих в указанных помещениях, не приобретены, соответствующие контракты не заключены. Внесение в Программу изменений, продлевающих сроки ее реализации и переселения жильцов аварийных многоквартирных домов, противоречит требованиям части 2.2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, которым установлен запрет на внесение в такие программы изменений, приводящих к нарушению требований, установленных частью 2 данной статьи, в том числе в части условий о сроках переселения граждан и планируемых показателях их реализации. Следствием ненадлежащей организации ФИО2 Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» работ по реализации Программы является нарушение конституционных прав на жилище жителей многоквартирных домов, включенных в программу, а также прав неопределенного круга лиц в связи с тем, что несвоевременное расселение и снос аварийных многоквартирных домов создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и разрушения конструкций многоквартирных домов, соответственно, причинения вреда жизни и здоровью жильцов, а также иных лиц. Кроме того, ненадлежащей реализацией Программы нарушаются законные интересы Российской Федерации и Республики Крым ввиду неисполнения органами государственной власти, возложенных на них задач по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилье. Бездействие административных соответчиков, выразившееся в ненадлежащей реализации мероприятий программы, приводит к неисполнению задач государственной политики в жилищной сфере и обязанностей, возложенных на органы государственной власти республики, неэффективному использованию бюджетных средств, противоречит требованиям закона.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 прокуратуры ФИО10 и ФИО11 заявленные в административном иске требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что изменения в Программу, внесенные постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, и предусматривающие перенос сроков расселения многоквартирных домов на территории <адрес> в рамках этапа реализации Программы 2020-2021 годов, произведены в отсутствие соответствующих корректировок условий договора №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (<адрес>)». Вышеуказанные изменения Программы, республикой не соблюдены показатели реализации федерального проекта в 2020 году, созданы риски аналогичного срыва его исполнения в 2021 году. Несмотря на то, что ФИО2 Республики Крым не является непосредственным исполнителем Программы в части реализации мероприятий по переселению граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, обязательства по реализации данных мероприятий в республике на основании пункта 2 статьи 2, пункта 9 статьи 13 Жилищного кодекса РФ, части 2.2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, договора №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ также возложены на ФИО2 Республики Крым. Кроме того, ФИО1 прокуратуры было указано на то, что в административном исковом заявлении не учтено расселение <адрес> в <адрес>, площадью 49,7 кв.м., а также исключение необходимости расселения <адрес> в пгт. Гвардейское, площадью 35,3 кв.м. в связи со смертью нанимателя.
ФИО1 ФИО2 Республики Крым ФИО12 возражал против удовлетворения заявленных в административном иске требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях ФИО2 Республики Крым в обоснование своей позиции было указано на то, что реализация Региональной адресной программы осуществляется поэтапно, даты окончания переселения граждан из аварийного жилого фонда не являются фактическими и официально установленными, а являются планируемыми, исполнение Региональной адресной программы предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнителями Региональной адресной программы приняты меры, направленные на ее исполнение, в частности, по итогам проведения электронных аукционов заключены контракты на приобретение жилья, однако обязательства поставщиком исполнены не были, в связи с чем, ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» предприняты меры по взысканию неустойки, ведется работа по расторжению государственных контрактов и приобретению квартир по рыночной цене на вторичном рынке недвижимости, приняты меры по включению поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, риски при реализации Региональной адресной программы возникают в случае невыполнения подрядчиком (поставщиком) своих обязательств в установленные государственными контрактами сроки. Также ФИО2 Республики Крым отмечено, что в Региональную адресную программу внесены изменения в части добавления в качестве механизмов реализации программы выплаты возмещения собственникам аварийного жилья (выкупа) за изымаемое жилье и увеличение сроков исполнения программы. Указанное, по мнению административного ответчика, свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ФИО2 Республики Крым и исполнительных органов государственной власти Республики Крым, поскольку предприняты все надлежащие меры для реализации мероприятий Региональной адресной программы.
ФИО1 Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым ФИО6 также высказал позицию относительно отсутствия оснований для удовлетворения административного иска. В письменных возражениях административный ответчик указал, что установленный программой срок переселения жильцов не истек, в связи с чем исковые требования заявлены преждевременно. Также, обращено внимание на то, что согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденного ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство координирует и контролирует работу по реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийных жилых домов, но не выполняет мероприятия указанной адресной программы, не имея для их осуществления правовых оснований. Также, административным ответчиком указано, что в рамках реализации программы проводятся встречи с застройщиками, анализируются инвестиционные обязательства по заключенным договорам, подобраны варианты приобретения жилых помещений. Ввиду официального продления срока реализации Региональной адресной программы до ДД.ММ.ГГГГ и отсутствия в административном исковом заявлении нормативно мотивированных оснований и фактов, указывающих на бездействие ответчиков, Министерство считает, что вывод истца о том, что исполнители Программы намеренно и длительно бездействуют, является безосновательным.
ФИО1 ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их необоснованными. Позиция административного ответчика изложена в письменных возражениях. Так, в частности, Управлением капитального ремонта указано на то, что реализация мероприятий Региональной адресной программы запланирована на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов, осуществляется путем заключения ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» государственных контрактов на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в таких домах у застройщика в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В целях исполнения программы Управлением капитального ремонта были проведены электронные аукционы на приобретение квартир в <адрес> и в <адрес>, заключены государственные контракты, однако обязательства по государственным контрактам поставщиками не были исполнены. Учитывая сложившуюся ситуацию, с целью расселения жителей аварийных домов ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» осуществляется поиск необходимых квартир на вторичном рынке жилья. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и органами местного самоуправления проводилась работа с гражданами, были предложены варианты переселения в другие населенные пункты. Функции, возложенные на ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» в рамках программы исполнялись своевременно и в полном объеме, таким образом, по мнению управления, административный истец необоснованно указывает на бездействие ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», а также на неэффективное использование бюджетных средств. В дополнение административным ответчиком было указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ был подписан передаточный акт, реализованы действия по переселению <адрес> в <адрес>. Также обращено внимание, что в связи с невозможностью приобретения требуемых квартир в отношении дома по <адрес>, в <адрес> принято решение об изменении способа реализации на выкуп жилого помещения в аварийном многоквартирном доме и внесены соответствующие изменения в План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Крым, выполняются мероприятия по внесению изменений в бюджет Республики Крым в части переноса средств с приобретения на возмещение между соответствующими кодами бюджетной классификации. Детально информация относительно реализованных в рамках Региональной адресной программы мероприятиях изложена в письменных пояснениях административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 сельского поселения <адрес> ФИО8 указала на несогласие с предъявленными исковыми требованиями. В обоснование своей позиции административным ответчиком представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, согласно которым в целях обеспечения реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением ФИО1 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ». В рамках исполнения программы ФИО1 сельского поселения <адрес> заключены восемь соглашений на получение возмещения (выкупной цены) за жилое помещение, находящееся в собственности граждан аварийного жилого <адрес> в <адрес>; заявка на софинансирование расходных обязательств предоставления субсидии сформирована и направлена в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
От ФИО1 Добровского сельского поселения <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие полномочного ФИО1, а также письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых административный ответчик указал на то, что ФИО1 Добровского сельского поселения <адрес> лишь способствует реализации Региональной адресной программы, не являясь ее непосредственным исполнителем, вследствие чего является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их ФИО1, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их ФИО1, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Извещение лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте судебного заседания подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения, данными о доставке судебного извещения посредством электронной почты).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По смыслу статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Административный иск подан прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ограничение жилищных прав допускается на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Пунктами 5, 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия для осуществления гражданами права на жилище обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, которые в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда утвержден Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с пунктом 11 статьи 13 Федерального закона №185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, в том числе наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.
Судом установлено, что с целью реализации Национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного Президиумом ФИО3 при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), а также регионального проекта Республики Крым «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» Постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах».
Цели программы определены следующие: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Республики Крым; улучшение условий проживания граждан.
Исполнителями программы являются Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.
Срок реализации Программы: 2019-2025 годы в 6 этапов.
Для Программы под аварийным жилищным фондом Республики Крым понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в период с мая 2014 года по январь 2017 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и включенных в реестр аварийного жилищного фонда Республики Крым.
Программа определяет перечень аварийных многоквартирных домов и мероприятия по расселению граждан, переселение которых предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и финансируется за счет средств Фонда, бюджета Республики Крым и бюджетов соответствующих муниципальных образований Республики Крым.
Участниками программы в I этапе (2019-2020 года), а также во II этапе (2020-2021 года), являются, в том числе, следующие муниципальные образования Республики Крым: муниципальное образование <адрес> Республики Крым; муниципальное образование <адрес> Республики Крым.
Согласно приложению 1 к Региональной адресной программе по муниципальному образованию <адрес> Республики Крым в программу включены:
- многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> (год постройки 1917; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 142,60 кв.м.; количество человек – 7; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> (год постройки 1985; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 878,20 кв.м.; количество человек – 59; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно приложению 1 к Региональной адресной программе по муниципальному образованию <адрес> Республики Крым в программу включены:
- многоквартирный дом по <адрес> в пгт. <адрес> (год постройки 1920; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 109,60 кв.м.; количество человек – 7; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом Разъезд Сторожевое в пгт. <адрес> (год постройки 1951; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 158,50 кв.м.; количество человек – 11; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом по <адрес> в пгт. <адрес> (год постройки 1920; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 386,30 кв.м.; количество человек – 20; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом по <адрес> в пгт. <адрес> (год постройки 1920; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 228,10 кв.м.; количество человек – 14; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> (год постройки 1974; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 854,60 кв.м.; количество человек – 49; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ);
- многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> (год постройки 1920; дата признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ; площадь – 81,50 кв.м.; количество человек – 7; дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ).
В рамках Региональной адресной программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по формированию потребности в расселении аварийного жилищного фонда в рамках Программы.
Муниципальные образования Республики Крым - участники Программы: заключают в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальные контракты на приобретение жилых помещений у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки и у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки; обеспечивают государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; вносят сведения о приобретенных жилых помещениях в реестр муниципальной собственности в установленном муниципальным правовым актом порядке; предоставляют гражданам-нанимателям жилые помещения по договорам социального найма в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации; осуществляют мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке заключают с каждым гражданином-собственником соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и обеспечивают реализацию указанных соглашений; осуществляют оценку жилых помещений, находящихся в собственности граждан, и земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, для определения размера выкупной стоимости в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; выполняют мероприятия по определению (в том числе формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации) и выделению земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере земельных отношений и градостроительства, и их инженерной подготовке для строительства в рамках Программы; формируют целевые показатели в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющие потребность расселяемого и предоставляемого жилья, по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов; организовывают работу по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи; осуществляют переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов; проводят разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, включенных в текущий этап Программы, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения; утверждают муниципальную программу для реализации мероприятий по переселению граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ.
ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов»: заключает в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные контракты на приобретение жилых помещений, у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки, у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки; осуществляет совместно с проектными организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> подготовку исходных данных для проектирования, согласования и защиты проектов; вносит в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также по итогам года (до 15 января года, следующего за отчетным) отчетов о ходе реализации Программы и иных отчетов по формам, установленным Фондом.
Муниципальные образования Республики Крым - участники Программы и ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование денежных средств и несвоевременное представление отчетности.
В соответствии со статьей 19.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе условия предоставления такой финансовой поддержки, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, с одной стороны, и Республикой Крым, в лице Главы Республики Крым, ФИО2 Республики Крым, с другой стороны, заключен Договор №/ПС о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (далее по тексту – Договор).
В соответствии с подпунктами 2.2.2., 2.2.4 и 2.2.5 пункта 2.2 Договора субъект Российской Федерации обязуется обеспечить выполнение условий предоставления финансовой поддержки, установленных Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также выполнений условий Договора; обеспечить выполнение этапов региональной адресной программы не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа; обеспечить достижение целевых показателей реализации региональной адресной программы, установленных региональным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», актами Правительства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Исорг-7/2-10573-20/-20350001 прокурором Республики Крым ФИО13 в адрес ФИО2 Республики Крым ввиду систематического неисполнения органами государственной власти и местного самоуправления обязанности по обеспечению реализации гражданами конституционного права на жилье вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
По результатам рассмотрения представления ФИО2 Республики Крым в адрес прокурора Республики Крым направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. 1/25990/01-20/4/1, согласно которому все замечания, изложенные в представлении, будут учтены при дальнейшей работе и разработаны дополнительные мероприятия с целью устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь; приняты меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; сообщено, что работа по достижению целевых результатов по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет продолжена.
Не достижение целевых показателей Региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах» по сроку исполнения – ДД.ММ.ГГГГ послужило основанием для обращения прокурора с данным административным иском в суд.
Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нарушение сроков исполнения возложенных на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обязанностей.
Из материалов административного дела следует, что в целях исполнения мероприятий Региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах», запланированных на 2020 год, исполнителями программы осуществлены, в частности, следующие действия.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес> (расселяемая площадь 142, 6 кв.м.): в отношении <адрес> подписан передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ №; в отношении квартир № и № принято решение об изменении способа реализации мероприятий с приобретения жилого помещения на выплату собственнику возмещения, планируется внесение изменений в бюджет Республики Крым в части переноса средств с приобретения на возмещение между соответствующими кодами бюджетной классификации, после чего будут внесены изменения в Программу №.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес> (расселяемая площадь 754,6 кв.м; всего ): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ИП ФИО14; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, о чем направлено соответствующее уведомление ИП ФИО14; информация об ИП ФИО14 внесена в реестр недобросовестных поставщиков. В связи с указанными выше обстоятельствами в целях выполнения Программы № по переселению граждан из аварийного дома по адресу: <адрес>, было принято решение об изменении способа реализации мероприятий с приобретения жилого помещения на выплату собственнику возмещения.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес>, пгт. Гвардейское, <адрес> (расселяемая площадь 109,6 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков. В адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о том, что единственный наниматель <адрес> по вышеуказанному умер ДД.ММ.ГГГГ. В отношении <адрес> по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ в Программу № внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до 31.12. 2021 года; объявлен аукцион на приобретение квартиры, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «СЗ «СГК». В настоящее время государственный контракт находится в стадии подписания на электронной площадке. В соответствии с условиями государственного контракта дата передачи квартиры Учреждению не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес>, пгт.Гвардейское, д. Разъезд Сторожевое (расселяемая площадь 119,80 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков;ДД.ММ.ГГГГ в Программу № внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ; объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес>, пгт.Гвардейское, <адрес> (расселяемая площадь 386,30 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков; в Программу № ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ; объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес>, пгт.Гвардейское, <адрес> (расселяемая площадь 192,60 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков; в Программу № ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ; объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес> (расселяемая площадь 854,60 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков; в Программу № ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ; объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу.
Выполнены и проведены мероприятия по реализации Региональной адресной программы по адресу многоквартирного дома: <адрес> (расселяемая площадь 81,50 кв.м): учреждением был объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу, по результатам которого принято решение заключить государственный контракт с единственным участником закупки ООО «Дизайн Строй»; в связи с ненадлежащим исполнением обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; информация об ООО «Дизайн Строй» внесена в реестр недобросовестных поставщиков; в Программу № ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части срока реализации мероприятий по расселению указанного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ; объявлен аукцион на приобретение квартир по вышеуказанному адресу.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах» в части мероприятий, запланированных по сроку до ДД.ММ.ГГГГ, исполнена частично: расселена <адрес> в <адрес> (площадью 49,7 кв.м.).
В остальной части требования Региональной адресной программы остаются неисполненными.
Постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №» (вместе с «Перечнем многоквартирных домов Республики Крым, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ», «Планом реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Крым, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, по способам переселения», «Планом мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ») срок исполнения Программы в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда по муниципальному образованию <адрес> Республики Крым продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, несмотря на то, что указанный акт высшего органа исполнительной власти Республики Крым является действующим, суд учитывает, что в силу части 2.2. статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Несвоевременная реализация Региональной адресной программы в отношении конкретного дома влечет нарушение жилищных прав граждан - собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.
То обстоятельство, что исполнителями Региональной адресной программы предпринимаются меры по переселению жильцов квартир аварийных домов не свидетельствует о выполнении Программы в полном объеме и, как следствие, указывает на наличие со стороны административных соответчиков незаконного бездействия, выразившегося в неисполнении Программы в установленный до ДД.ММ.ГГГГ срок.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административными соответчиками – исполнителями программы не предоставлены доказательства, подтверждающие принятие своевременных и достаточных мер для выполнения Программы в части переселения всех жильцов квартир аварийных домов.
Кроме того, удовлетворяя требования административного иска в указанной части, суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Вместе с тем, основания для признания незаконным бездействия со стороны ФИО2 Республики Крым в части реализации Программы суд не усматривает, поскольку исполнителем Программы ФИО2 Республики Крым не является.
Что касается обязательств Республики Крым по выполнению условий Договора №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, суд не усматривает каких-либо нарушений со стороны ФИО2 Республики Крым в части взятых на себя обязательств по данному Договору.
При рассмотрении настоящего административного дела, учитывая основания заявленных прокурором требований, а также полномочия государственных органов республики, к которым указанные требования предъявлены, суд также не нашел оснований для привлечения к участию в деле исполнителя Региональной адресной программы – Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, как и оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований в указанной части.
В связи с установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами относительно полномочий органов местного самоуправления, ответственных за исполнение Региональной программы на подведомственной территории, также не подлежат удовлетворению требования, предъявленные к ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>.
Требования административного иска в части возложения на административных соответчиков обязанности устранить допущенное нарушение прав являются производным от основного требования, вследствие чего также подлежат удовлетворению, за исключением обязательств по переселению <адрес>, площадью 49,7 кв.м., по <адрес> в <адрес> (в связи с фактическим исполнением), а также в части исключения необходимости расселения <адрес> аварийном многоквартирном доме по <адрес> в пгт. Гвардейское (площадью 35,3 кв.м.) в связи со смертью единственного нанимателя.
Также учитывая требования административного иска и в соответствии с положением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает шестимесячный срок для сообщения об исполнении настоящего решения, полагая его достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административный иск Заместителя прокурора Республики Крым ФИО9 в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Республики Крым – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», ФИО1 сельского поселения <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 Гвардейского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Журавлевского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Добровского сельского поселения <адрес>, выразившееся в неисполнении мероприятий Региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в части мероприятий, запланированных на 2020 год.
Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», ФИО1 сельского поселения <адрес>, ФИО1 <адрес>, ФИО1 Гвардейского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Журавлевского сельского поселения <адрес>, ФИО1 Добровского сельского поселения <адрес> обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу обеспечить исполнение запланированных на 2020 год мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах» путем переселения жителей аварийных многоквартирных домов в следующих параметрах: всего 155 жителей, расселяемая площадь всего 2591,9 кв.м., из них:
по адресу: <адрес>, всего 6 жителей; общая площадь – 92,90 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 47 жителей, общая площадь– 704,90 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 6 жителей, общая площадь – 74,30 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, д. Разъезд Сторожевое; всего 7 жителей, общая площадь – 119,8 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 20 жителей, общая площадь – 386,30 кв.м.,
по адресу: <адрес>, пгт Гвардейское, <адрес>; всего 13 жителей, общая площадь – 192,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 49 жителей, общая площадь – 854,60 кв.м.,
по адресу: <адрес>; всего 7 жителей, общая площадь – 81,50 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.