Судья Гаджиев Д.А. УИД 05RS0012-01-2022-005854-11
Дело в суде первой инстанции № 2-2158/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2023 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Антоновой Г.М.,
судей Османова Т.С. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербентского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации ГО «город Дербент» о возложении обязанности освободить самовольно занятые части земельного участка сельскохозяйственного назначения, принять меры по уборке отходов земельного участка сельскохозяйственного назначения и к недопущению распространения отходов с несанкционированной свалки на прилегающие земельные участки,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации ГО «город Дербент» на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Антоновой Г.М., выслушав объяснения помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Гамидова А.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дербентский межрайонный природоохранный прокурор Лихачев М.С. обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «город Дербент» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по освобождению самовольно занятых частей земельного участка сельскохозяйственного назначения (ВРИ: для сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером 05:07:000085:16, общей площадью 37624 кв.м, граничащего с земельным участком с кадастровым номером 05:07:000085:232 с юго-западной и восточной стороны; в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по уборке отходов с земельного участка сельскохозяйственного назначения (ВРИ: для сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером 05:07:000085:231, граничащего с земельным участком с кадастровым номером 05:07:000085:232 и принять меры к недопущению распространения отходов с несанкционированной свалки на прилегающие земельные участки.
Исковые требования мотивированы тем, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению граждан о нарушениях законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления проведена проверка, в ходе которой в деятельности Администрации ГО «город Дербент» установлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и земельного законодательства.
Taк, на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000085:232, являющимся муниципальной собственностью городского округа «город Дербент», установлен факт несанкционированного размещения на площади 188941 кв.м отходов следующих видов: твердые коммунальные отходы 4 класса опасности, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ 4 класса опасности, отходы полиэтиленовой тары 4 класса опасности, отходы тары полиэтиленовой, загрязненные нефтепродуктами 4 класса опасности, отходы покрышек пневматических шин отработанные 4 класса опасности.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законом, информация о них вносится в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого (хранение и актуализация информации) обеспечивается Росприроднадзором и его территориальными органами.
На территории Республики Дагестан функционируют 2 полигона, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которые расположены в городах Кизляр и Избербаш.
Таким образом, размещение отходов на вышеуказанном земельном участке незаконно и противоречит основным принципам охраны окружающей среды, требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вопрос о законности размещения отходов на указанном земельном участке ранее являлся предметом рассмотрения в Дербентском городском суде по иску Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Дагестан. Решением суда от 10 августа 2020 г. региональному оператору ООО «Экологи-ка» запрещено размещать отходы на указанной территории, возложена обязанность по вывозу и передаче отходов для размещения на полигон, расположенный в г. Избербаш.
В отношении ООО «Экологи-ка» введена процедура банкротства (дело № 16АП-2072/2020), находится в стадии наблюдения, а функции регионального оператора временно реализует МАУ «Служба городского сервиса» Администрации г. Дербента, в том числе на территории города Дербента.
В соответствии с действующим законодательством бремя содержания имущества возложено на собственника. Однако, несмотря на имеющееся судебное решение, эксплуатация земельного участка под размещение отходов продолжается по настоящее время, имеет место изменение их объема в сторону увеличения, частичное захламление и самовольное занятие прилегающей территории.
Taк, за пределами несанкционированной свалки, а именно границ земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:232, с юго-западной и восточной стороны самовольно заняты части земельного участка сельскохозяйственного назначения (ВРИ: для сельскохозяйственного производства) с кадастровым номером 05:07:000085:16, площадью 17885 кв.м и 19739 кв.м соответственно, принадлежащего на праве собственности Республике Дагестан. В результате воздействия на несанкционированную свалку ветровых потоков, систематически происходит распространение отходов на прилегающую территорию, в частности, земельного участка сельскохозяйственного назначения (ВРИ: для сельскохозяйственного использования) с кадастровым номером 05:07:000085:231, граничащего с земельным участком с кадастровым номером 05:07:000085:232 с южной стороны несанкционированной свалки отходов.
На земельном участке с кадастровым номером 05:07:000085:232 расположен пропускной пункт по контролю за проходом людей и проездом автотранспортных средств, ведется журнал учета поступающих отходов, в котором фиксируется информация о времени и дате въезда автотранспортных средств, государственные регистрационные номера. Пропуск осуществляется сторожем Сейфехановым И.А., согласно объяснению которого он является сотрудником МАУ «Служба городского сервиса» Администрации ГО «город Дербент». Также отобраны объяснения водителя грузового автотранспортного средства Мирзалиева Ш.Б., которым в момент обследования территории осуществлялась разгрузка крупногабаритных отходов, из объяснений которого следует, что он является сотрудником МАУ «ГАТХ» Администрации ГО «город Дербент».
По причине изложенного происходит распространение отходов с несанкционированной свалки на смежные земельные участки.
Ссылаясь на положения ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормы ст.ст. 13,19, 42 ЗК РФ, ст. 210 ГК РФ, а также ст.ст. 13, 25, 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полагает, что невыполнение требований законодательства негативно отражается на состоянии окружающей среды, препятствует реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, постоянно или временно проживающих на территории Республики Дагестан, персонализировать которых не представляется возможным.
В целях устранения нарушений законодательства главе Администрации ГО «город Дербент» 28 февраля 2022 г. внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер по устранению нарушений не принято.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 г. исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика Администрации ГО «город Дербент» по доверенности Курбанова М.А. просит решение суда как принятое с нарушениями норм материального и процессуального права отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что доводы прокурора об установлении в деятельности Администрации ГО «город Дербент» нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и земельного законодательства не подкреплены надлежащими доказательствами, подтверждающими данные обстоятельства. Материалы дела не содержат конкретных сведений о месте расположения (координатах) предполагаемого самовольно занятого земельного участка, а также х сведений о нарушении администрацией санитарно-эпидемиологических правил, какой именной вред нанесен земельному участку и причиняется гражданам и т.д.
Судом не рассмотрен вопрос о привлечении к участию в деле собственника предполагаемого самовольно занятого земельного участка. Согласно доводам истца указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Республике Дагестан, вместе с тем, соответствующий орган исполнительной власти к участию в деле не привлечен, что является процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта.
Исходя из фактического содержания иска, прокурором оспариваются действия органа местного самоуправления, которые рассматриваются в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Между тем, суд первой инстанции разрешил дело по существу в порядке гражданского судопроизводства.
В возражениях на апелляционную жалобу Дербентский межрайонный природоохранный прокурор Лихачев М.С. просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представители ответчика Администрации ГО «город Дербент», третьего лица Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, не явились, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, о причинах своей неявки не сообщили и ходатайств об отложении дела не заявили.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания.
С учетом данных обстоятельств, мнения истца, принимая во внимание отсутствие возражений, в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобе, выслушав объяснения помощника прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2017 г.) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению граждан проведена выездная проверка о нарушениях законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, по результатам которой в деятельности Администрации ГО «город Дербент» установлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и земельного законодательства.
Согласно акту осмотра земельного участка от 9 февраля 2022 г., составленного помощником Дербентского межрайонного прокурора Гамидовым А.М. с участием специалистов (экспертов) Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан, Минприроды Республики Дагестан, ТО Роспотребнадзора в г. Дербент, Межмуниципального отдела Росреестра, установлен факт образования несанкционированной свалки отходов и потребления, биологических и медицинских отходов, которая расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 05:07:000085:229, 05:07:000085:230. В рамках осуществления федерального государственного экологического надзора был осуществлен отбор проб отхода и почв для проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний. На пропускном пункте при въезде на территорию несанкционированной свалки ведется журнал учета поступающих отходов, в которой фиксируется информация о времени въезда автотранспортных средств, государственные номера. Согласно объяснению сторожа Сейфеханова И.А., являющегося сотрудником МАУ «Служба городского сервиса» Администрации ГО «город Дербент», в среднем в день на свалку привозят крупногабаритные отходы 2-25 машин. Обнаружен стихийный навал отходов (пакетов) за пределами земельных участков со стороны въезда на территорию свалки.
В адрес Администрации ГО «город Дербент» 28 февраля 2022 г. направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, в котором руководителю администрации предлагается принять реальные меры по устранению нарушений закона, а именно по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельных участках, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000085:16, по рекультивации участка и приведению его в состояние, пригодное для использования в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
По заявке Северо-Кавказского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 02-0158 от 7 февраля 2022 г. экспертом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан 18 февраля 2022 г. составлено экспертное заключение № 7, согласно которому установлено превышение концентрации загрязняющих веществ относительно фонового содержания, уменьшение содержания органического вещества в пробах почв из-под навала отходов, что свидетельствует об ухудшении агрохимических свойств плодородного слоя почв на месте размещения отходов.
Учитывая, что выявленная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления, расположенная по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, на земельном участке, принадлежащем Республики Дагестан, является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию ГО «город Дербент» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона и надлежащего ответчика по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы местного самоуправления городского округа, ни поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Частью 1 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Администрацию ГО «город Дербент» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
При таком положении доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда в силу вышеизложенного.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с положениями действующего гражданского законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле собственника земельного участка, которым является Республика Дагестан, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Согласно п. 3.1 Постановления Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 г. № 48 «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, включая вопросы управления земельными ресурсами, реализующим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан, в том числе земельными участками. Министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Дагестан, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2017 г. № 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан".
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что материалы дела не содержат в себе конкретных сведений о месте расположения (координат) предполагаемого самовольно занятого земельного участка, а также сведений о нарушении администрацией санитарно-эпидемиологических правил с указанием на то, какой именно вред нанесен спорному участку и наносится гражданам, необоснованны и опровергаются материалами дела, не являются основанием к отмене правильного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 марта 2023 г.