РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2020 года село Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.
при секретаре Суровской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебномзаседаниигражданскоедело по административному исковому заявлению администрации Мазановского района к отделу судебных приставов по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении администрации Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ФССП по Амурской области от 16.09.2020 № К и/п №7892/19/28012-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мазановского района обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав следующее.
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 25.07.2018 по делу № 2а-108/18 администрацию Мазановского района обязали в срок до 01.04.2019 установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных по адресам: --.
На основании исполнительного листа № ФС 022541046 от 02.04.2019 отделом судебных приставов по Мазановскому району УФСС по Амурской области возбуждено исполнительное производство № К и/п 7892/19/28012-ИП от 03.04.2019г.
Постановлением судебного пристава от 16.09.2020 № 28012/20/52734 «О взыскании исполнительского сбора» постановлено - взыскать с должника администрации Мазановского района исполнительский сбор в размере - 50000,00 рублей, за нарушение установленного 5 дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, об обязанности в срок до 01.04.2019 установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных но адресам: пер. --.
Администрацией Мазановского района осуществлялись действия по исполнению решения Мазановского районного суда от 25.07.2018 по делу № 2а-108/18 и фактически решение было исполнено частично по мере возможности попадания в квартиры (причина не исполнения в установленный решением суда срок в связи с отсутствием жильцов при посещенииработишкамиадминистрации района в период исполнения решения суда начиная с августа 2018 года по настоящее время). На основании:договора возмездного оказания услуг от 16.04.2019. № 1 заключенного между администрацией Мазановского района и --3 были установлены водомерные индивидуальные счетчики по следующим адресам: пер. Строителей--; договора возмездного оказания услуг от 01.12.2019. № б/н заключенного между ОУМС администрации Мазановского района и --4 был установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --.; договора возмездного оказания услуг от 07.09.2020. № б/н заключенного между ОУМС администрацииМазановского района и --5 был установлен водомерный индивидуальныйсчетчик но адресу: --;договора возмездного оказания услуг от --. № б/и заключенного между ОУМС администрации -- и --3 был установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --;договора возмездного оказания услуг от --. № б/н заключенного между ОУМС администрацией -- и --5 был установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --; водомерный индивидуальный счетчикно адресу: -- был установлен жильцамисамостоятельно.
Администрация района не отрицает, что приобретение приборов учёта воды для муниципального жилья является их обязанностью в силу ст.209 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ и во исполнениест.. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективностии о внесении изменений в отдельные законодательные акты Poccийской Федерации», но учитывая тот факт, что при принятии решения о бюджете на 2018 год денежные средства на приобретение приборов учёта воды не были предусмотрены, по причине не сбалансированности бюджета Мазановского района и в связи с не выполнением плана по доходам.приобретение приборов учёта воды в 2018 году не представлялось возможным.
Денежные средства в бюджете Мазановского района были предусмотрены на данный вид расходов в 2018 год, и только в 2019 году при принятии бюджета на 2019 год, были внесеныизменения в муниципальную программу «Развитие и модернизация ЖКХ, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Мазановского района на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации района от 19.02.20155 № 126 (п.. 1.3.48-установка поквартирных счетчиков)в холоднойводы (при замене сетей)в квартирах, находящихся в собственностимуниципального образования в сумме 20,0 тыс. руб. ответственный за реализацию ОУМС).
Водомерные индивидуальные счетчики по адресам: с. Н.Увал, --; --;-- не установлены в срок до 01.04.2019, по уважительным причинам, так как жильцы при посещении представителями администрации района на местах отсутствовали и на связь с отделом по управлению муниципальной собственностью не выходили, не смотря на направление письменных уведомлений в их адрес.
Без внесений изменений в бюджет на 2019 вышеуказанных видов расходов, и их использование и направление на приобретение и установку водомерных счетчиков, фактически привело бы к нецелевому использованию бюджетных средств, соответственно влекущее за собой нарушение ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ.
Определение нецелевого использования бюджетных средств соотносится с принципом адресности и целевогохарактера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).то есть, денежные средства из бюджета могут выделяться только с указанием определенного назначения и расходоваться только в указанных в назначении целях.
Администрацией Мазановского района приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнению документа. Применения в данном случае суммы 50000 рублей исполнительского сбора противоречит принципу соразмерности наказания тяжести и характеру правонарушения. Отсутствие виновных действий со стороны должника также позволяет судебному-приставу освободить должника от штрафных санкций в виде исполнительского сбора.
16.09.2020 гола судебным приставом исполнителем Моревой Е.И.признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, принято постановление о взыскании с администрации Мазановского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Администрация Мазановского района просит суд освободить администрацию Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 16.09.2020 № К И/П № 7892/19/28012- ИП полностью в размере 50 000 рублей.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя ОСП по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, представителя администрации Мазановского района, о времени и месте судебного разбирательства уведомленных надлежащим образом и не просивших об отложения судебного заседания.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, на основании которого с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 ст.401 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009 г. № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71,72,73)
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, чтоустановка индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Из смысла искового заявления и приведенных представителем истца аргументов следует, что администрация Мазановского района просит освободить их от взыскания исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение Мазановского районного суда Амурской области от 25 июля 2018 года об удовлетворении исковых требований прокурора Мазановского района в интересах неопределенного круга лицк администрации Мазановского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по установке индивидуальных приборов учета воды в муниципальных жилых помещениях, вступило в законную силу23.08.2018.
03.04.2019 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 7892/19/28012-ИП.
Согласно постановления судебного пристава от 16.09.2020 № 28012/20/52734 «О взыскании исполнительского сбора» постановлено - взыскать с должника администрации Мазановского района исполнительский сбор в размере - 50000,00 тыс. руб., за нарушение установленного 5 дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, об обязанности в срок до 01.04.2019 установить индивидуальные приборы учета воды в муниципальных жилых помещениях, расположенных но адресам: --.
На основании договора возмездного оказания услуг от 16.04.2019. № 1 заключенного между администрацией Мазановского района и --3 установлены водомерные индивидуальные счетчики по адресам: --; договора возмездного оказания услуг от --. № б/н заключенного между ОУМС администрации -- и --4 установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --.; договора возмездного оказания услуг от --. № б/и заключенного между ОУМС администрации -- и --5 установлен водомерный индивидуальный счетчик но адресу: --; договора возмездного оказания услуг от --. № б/и заключенного между ОУМС администрации -- и --3 был установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --; договора возмездного оказания услуг от --. № б/н заключенного между ОУМС администрацией -- и --5 был установлен водомерный индивидуальный счетчик по адресу: --;
Согласно акту о не выполненных работах по установке водомерных индивидуальных счетчиков от 30 апреля 2019 года установлено, что представители администрации Мазановского района выходили по адресам -- установили факт отсутствия жильцов, в связи с чем, не представилось возможным провести осмотр системы водоснабжения и определить объем работ по установке водомерных индивидуальных счетчиков в данных муниципальных квартирах.
Исследовав представленные суду доказательства суд приход к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Мазановского района об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрация Мазановского района приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, решениеМазановского районного суда Амурской области от 25 июля 2018 года не было исполнено до конца в срок в силу объективных причин: водомерные индивидуальные счетчики не были установлены,так как жильцыприпосещениипредставителями администрации района на местах отсутствовали, на связь с отделом по управлению муниципальной собственностью не выходили не смотря на направление письменных уведомлений в их адрес.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Мазановского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по исполнению решения суда, судом не установлено.
Представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии с требованиями 84 КАС РФ, достоверно подтверждают отсутствие у истца возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что орган местного самоуправления - Администрация Мазановского района, освобожден от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, согласно Налоговому Кодексу РФ государственный орган УФССП по Амурской области, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст.114 КАС РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Мазановского района к отделу судебных приставов по Мазановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Мазановского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 16.09.2020 № К и/п №7892/19/28012-ИП, полностью в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Потапов