Дело № 2-1110/2023
УИД: 91RS0003-01-2023-002419-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2023 года | г. Белогорск |
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - Зинченко Н.С.,
при секретаре - Джамаловой Э.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе включения в стаж периоды работы, просит обязать Отделение с ДД.ММ.ГГГГ пересчитать пенсию по старости с учетом периода работы после ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в шахте <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте <данные изъяты> также признать отказ отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии по старости незаконным.
Исковые требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем страховой пенсии по старости. Основанием для назначения пенсии послужило решение Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, по результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в перерасчете пенсии после ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что деятельность осуществлялась на территории Украины.
В судебное заседание истец ФИО2, и его представитель по доверенности ФИО5 не явились, о времени и дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в суд предоставил представитель заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, не явился, о времени и дате рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом серии 39 № выданный МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № (л.д.6)
Истец является получателем страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Киевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-29).
На основании решения Киевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена с ДД.ММ.ГГГГ досрочно страховая пенсия, а также возложено на ГУ-УПФ Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым обязанность:
- включить в специальный страховой стаж истца следующий период трудоустройства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- включить в общий страховой стаж истца следующий период трудоустройства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом самостоятельно включенных Управлением периодов), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем, клиентской службой (на правах отдела) в Белогорском районе Управления организации работы клиентских служб ГУ ОПФ РФ по РК в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № сообщено, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ протекали на территории Украины, оснований для включения периодов стажа после ДД.ММ.ГГГГ для определения размера пенсии нет.(л.д.38-40).
Согласно сведениям реестра застрахованных лиц государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования пенсионного фонда Украины предоставленные на застрахованное лицо ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ, за данный период производились отчисления из заработной платы в пенсионный фонд Украины. (л.д. 33-38)
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте «<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте «<данные изъяты>, подтверждаются решением Киевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспариваются самим ответчиком, о чем свидетельствует ответ Отдела от ДД.ММ.ГГГГ, при этом ответчик указывает, что для определения размера пенсии не учитывается данный стаж в связи с тем, что деятельность осуществлялась за пределами Российской Федерации.
С данными выводами суд не может согласиться по следующим основаниям.
Так, согласно статьи 5 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии.
Кроме того, согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 №- ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу ст.5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 01 января 2001 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен.
В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Единственным актом, регулирующим порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, является указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик союза ССР».
Как предусмотрено п. 11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 №-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик ССР» при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.
Таким образом, разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.
В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 01.01.2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте пленяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним).
Как указано в п. 10 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 года №-1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении з отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик ССР», в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также суд отмечает, что вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сведения реестра застрахованных лиц государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования пенсионного фонда Украины предоставленные на застрахованное лицо ФИО2 следует признать такими, что подлежат основанием для перерасчета страховой пенсии с учетом сумм отчислений застрахованным лицом.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что ответчиком фактически отказывая при расчете пенсии с учетом стажа работы на территории Донецкой народной Республики, Республики Хакасия отказано в зачете истцу отчислений в пенсионный фонд с учетом полученной заработной платы.
Суд полагает необходимым обязать ответчика принять во внимание при расчете пенсии указанные сведения, поскольку указанные ответчиком в обоснование принятого ответа обстоятельства нельзя счесть правомерными.
Кроме того ответчиком не учитывается при расчете пенсии стаж работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте «<данные изъяты>.
Доводы ответчика относительно работы истца в данном периоде за пределами территории Российской Федерации являются несостоятельными, так как <адрес> является субъектом Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ и является частью Восточно-Сибирского экономического района.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным решения Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, в виде направленного в адрес истца ответа, фактически сводящегося к отказу в реализации социальных прав, с последующим возложением на ответчика обязанности принять для расчета суммы страховой пенсии истцу сведения реестра застрахованных лиц государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования пенсионного фонда Украины предоставленные на застрахованное лицо ФИО2, а также обязать произвести расчет страховой пенсии истцу с учетом указанных сведений и фактическому стажу на территории Российской Федерации в совокупности что в полной мере будет соответствовать принципу диспозитивности гражданского процесса.
Без отмены состоявшегося решения Отделения реализация социальных прав гражданина (истца) не представляется возможным.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление – удовлетворить.
Признать отказ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в шахте <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте «<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы на территории <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в шахте «<данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.С. Зинченко