Решение по делу № 2-1934/2016 от 19.08.2016

Дело № 2-1934/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.

при секретаре Петуховой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 18 октября 2016 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Виссарова Д.А. к администрации муниципального района «****» о предоставлении жилого помещения,    

У С Т А Н О В И Л:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Виссарова Д.А. с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого фонда. Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** мать истца К и его отец В. лишены в отношении него родительских прав. Приказом начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по ********** "Об устройстве несовершеннолетнего Виссарова Д.А., **.**.**.р., в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от **.**.**. №... утверждено направить ходатайство в Министерство образования и высшей школы Республики Коми о помещении под надзор в специализированное учреждение Виссарова Д.А. На основании путевки Министерства образования и высшей школы Республики Коми №... от **.**.**. Виссаров Д.А. помещен в ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "****. Из документов, представленных в учетном деле Виссарова Д.А., следует, что жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось. Распоряжением главы администрации МР «****» от **.**.**. №...-р Виссаров Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения. **.**.**. Виссаров Д.А. окончил ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "****" ********** Республики Коми. До настоящего времени истец благоустроенным жилым помещением не обеспечен.

Печорский межрайонный прокурор просил обязать администрацию МР «****» предоставить Виссарову Д.А. на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной жилой квартиры, благоустроенной применительно к условиям **********, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 13 кв.м, в ********** Республики Коми.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Согласно телефонограмме от **.**.**. истец на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить. Не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие (л.д.92).

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Ишина Ю.С. на иске настаивала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва ответчика следует, что администрация МР «****» иск не признает (л.д.62-63).

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Из обстоятельств дела следует, что Виссаров Д.А. родился **.**.**.

Родителями истца являются: К. и В. (л.д.60).

Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... по иску Печорского межрайонного прокурора К. и В. лишены родительских прав в отношении сына Виссарова Д.А.. Несовершеннолетний Виссаров Д.А. передан на попечение органа опеки и попечительства (л.д. 23-25).

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по ********** №... от **.**.**. и путевки №... от **.**.**. Министерства образования и высшей школы Республики Коми Виссаров Д.А. определен в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «****. (л.д.26,29).

Из справки ГУ РК «****» ********** от **.**.** (исх.№...) следует, что Виссаров Д.А. являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «**** в период с **.**.**. по **.**.**. Находился на полном государственном обеспечении.

Отчисление несовершеннолетнего Виссарова Д.А. из числа воспитанников государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «**** было связано с переводом в государственное образовательное учреждение «**** (л.д.54).

На основании постановления Правительства РК от **.**.**. №... и приказа Министерства образования РК №... от **.**.** Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «**** переименовано в Государственное учреждение Республики Коми «**** (л.д. 53).

Согласно справке ГОУ Республики Коми "**** №...в от **.**.**. Виссаров Д.А. обучался и находился на полном государственном обеспечении в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "**** в период с **.**.**. по **.**.**. (л.д. 88).

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "****" ********** Виссаров Д.А. окончил в 2014 году, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании №... от **.**.**. (л.д.8-9).

На основании постановления Правительства РК от **.**.**. №... и приказа Министерства образования РК №... от **.**.**. Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "**** переименовано в Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми "****

Установлено, что Виссаров Д.А. закрепленного жилого помещения, либо находящегося в собственности, не имеет, что подтверждается материалами дела.

Согласно адресной справке отдела по вопросам миграции ОМВД России по ********** Республики Коми истец зарегистрированным по месту жительства не значится. Имеет регистрацию по месту пребывания на срок с **.**.**. по **.**.**. по адресу: ********** (общежитие) (л.д.57).

Как следует из справки о принятии устного обращения на личном приеме от **.**.**., составленной помощником прокурора Ишиной Ю.С., проживание Виссарова Д.А. в общежитии в ********** связано с его обучением в колледже (л.д.7).

**.**.** Виссаров Д.А. обратился в администрацию МР «Печора» с заявлением (запросом) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.19-20).

Распоряжением администрации МР «****» от **.**.**. №...-р Виссаров Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения (л.д.14-15).

Согласно представленной ответчиком справке от **.**.**. по состоянию на **.**.**. Виссаров Д.А. значится в указанном списке под №... (л.д.64).

Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Виссаровым Д.А. отсутствуют (л.д.56,58).

Таким образом, Виссаров Д.А. в настоящее время жилым помещением не обеспечен.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от **.**.** N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пп.1 п.3 ст.8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ.

При этом ни статья 8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от **.**.** N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Сформированный на основании Закона Республики Коми от **.**.** №...-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в ********** государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившего силу с **.**.** в связи с принятием Закона РК от **.**.** N 132-РЗ, список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.

Вместе с тем в соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, включение Виссарова Д.А. органом местного самоуправления в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите его права на предоставление жилого помещения.

Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявлении (л.д.62-63), о недостаточности выделяемых субвенций для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и, в связи с этим, необходимости привлечения в качестве соответчика по данному делу Правительства Республики Коми, судом не принимаются.

Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон не ставит реализацию права указанной категории граждан на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ.    

Формирование списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Печора». Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в ********** Республики Коми, быть благоустроенным применительно к условиям **********.

При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от 20.10.2015г., должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета МР «**** от **.**.**. №..., то есть не ниже 13 кв.м.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,    

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального района «****» предоставить Виссарову Д.А., **.**.** года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры, благоустроенной применительно к условиям ********** Республики Коми, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м, в городе Печора Республики Коми.    

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий             Е.А. Продун

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2016 года.

2-1934/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Виссаров Д.А.
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
27.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2016Передача материалов судье
01.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2016Предварительное судебное заседание
23.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2016Судебное заседание
19.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее