Судья Климович Н. С.                            дело 33-7000/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2018 года                            г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи     Ивановой И.Е.,

судей                     Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,

при секретаре             Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Тимошенко М. Н. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 24 июля 2018 года, которым постановлено:

«исковые требования Тимошенко М. Н. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма удовлетворить.

Признать за Тимошенко М. Н. право пользования жилым помещением - квартирой (номер) в (адрес) 5 мкрн. г.Нефтеюганска на условиях социального найма.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска заключить с Тимошенко М. Н. договор социального найма на (адрес) 5 мкрн. г.Нефтеюганска».

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения представителя истца Емельяновой О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Тимошенко М.Н. обратилась в суд к ответчику с вышеуказанным иском.

Требования мотивированы тем, что на основании ордера (номер), решения исполкома г.Нефтеюганска от 12 января 1989 года истец с членами семьи проживает в (адрес) 5 мкрн. г.Нефтеюганска, которая предоставлялась в качестве служебной для Нефтеюганской
жилищно-коммунальной конторы.

Спорное жилое помещение предоставлено истцу на период трудовых отношений с ЖЭУ-2, которые прекращены 10 июня 1991 года в связи с ликвидацией организации. С момента расторжения трудовых отношений и по настоящее время истец с членами семьи проживает в спорном жилом помещении.

На основании распоряжения администрации г.Нефтеюганска дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу. На данный момент все жильцы расселены и в доме проживает только семья истца.

Истец полагает, что правоотношения по пользованию спорным жилым помещением сложились на основании договора социального найма.

Истец Тимошенко М.Н., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Тимошенко В.А., Тимошенко А.В., Тимошенко П.С. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Емельянова О.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Администрации г.Нефтеюганска Зебницкая Е.А. исковые требования не признала.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Указывает, что характер использования спорного жилого помещения был определен собственником, что относится к его компетенции и
не противоречит смыслу ст. 209 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ. Статус спорного жилого помещения также определен собственником в соответствии с правилами ст. 92 ЖК РФ.

На сегодняшний день жилой (адрес), расположенный по адресу:
г. Нефтеюганск, 5 микрорайон, на основании распоряжения администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2013 № 308-р признан аварийным и подлежащим сносу.

Переселение граждан из аварийных домов на территории города Нефтеюганска осуществляется согласно, даты признания дома аварийным и подлежащим сносу, на основании очередности сноса жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными на территории муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденной постановлением администрации г. Нефтеюганска от 28.10.2013 № 1207-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем г. Нефтеюганска в 2014-2020 годах» от 17.05.2018 № 205-п.

Согласно указанной выше очередности (адрес), 5-го мкр. размещен под порядковым номером 24, дата расселения 2018 год.

На основании п.9.12 Порядка формирования, управления и распоряжения жилищным фондом, находящихся в собственности г.Нефтеюганска, граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставляемых им до введения в действие ЖК РФ и состоящие в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖКРФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Суд не принял во внимание тот факт, что Тимошенко М.Н. возможно предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда при условии, если она либо один из членов ее семьи, будут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или будет иметь право состоять на данном учете.

Истец в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при администрации г. Нефтеюганска не состоит. С заявлением о постановке на учет в администрацию г. Нефтеюганска не обращалась.

Отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено изменение статуса служебного жилого помещения, в котором гражданин проживает по служебному найму в социальный найм в связи со сносом дома.

Статус спорного жилого помещения собственником - администрацией
г. Нефтеюганска не изменялся, истец на данный момент занимает служебное жилое помещение.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Полагает, что решение суда не может подменять собой распорядительные функции, возложенные на орган местного самоуправления, касающиеся распределения жилых помещений гражданам на условии социального найма, а также включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отселением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда.

Истец Тимошенко М.Н., третьи лица Тимошенко В.А., Тимошенко А.В., Тимошенко П.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Емельяновой О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Одним из этих способов является признание права.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье, а ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.

Частями 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения - изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

В соответствии со статьей 5 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Спорные отношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

Статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР были установлены виды жилищного фонда, в том числе государственный жилищный фонд, то есть жилой фонд, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд) (статья 6 Жилищного кодекса РСФСР).

Абзацем 2 статьи 10 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Статьей 50 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.В соответствии со статьей 7 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным ли муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В силу п.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное
не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Исполнительного комитета Нефтеюганского городского Совета народных депутатов г.Нефтеюганска от 12 января 1989 года №6 жилое помещение - (адрес) 5 мкрн. г.Нефтеюганска признана служебной квартирой для Нефтеюганской жилищно - коммунальной конторы, также признаны служебными квартиры для ЖКК треста «Нефтеюганскгазстрой», управления Тепловодоснабжения, Нефтеюганского ГРОВД (л.д.11-12).

На основании ордера № 1852 от 24 августа 1989 года Тимошенко М.Н., как работнику ЖЭУ-2, на состав семьи 3 человека предоставлена в качестве служебной (адрес) 5 мкр. г.Нефтеюганска, в которой истец и члены ее семьи зарегистрированы (л.д.10, 16, 37).

Из имеющихся в материалах дела сведений следует, что 10 июня 1991 года трудовые правоотношения между Тимошенко М.Н. и ЖЭУ-2 прекращены в связи с ликвидацией организации (л.д. 14, 16).

Вышеуказанные обстоятельства также установлены решением Нефтеюганского районного суда от 23 августа 2017 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда (адрес)-Югры от 12 декабря 2017 года (л.д.20-27).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 18 мая 2017 года спорное жилое помещение состоит в указанном реестре с 14 ноября 2008 года, включено в реестр на основании распоряжения ДИЗО г.Нефтеюганска №1216 «О включении жилых помещений в реестр муниципальной собственности», а также Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1, Решения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов от 12 января 1989 года (л.д.13).

Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г.Нефтеюганска № 1216 от 14 ноября 2008 года спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности в качестве жилого помещения.

Согласно ответа АО «МСК-Сервис» на запрос адвоката от 12 ноября 2018 года, по состоянию на январь 1989 года ЖЭУ-2 относилось к Нефтеюганскому Ремонтно-эксплуатационному жилищному тресту Нефтеюганского производственного объединения «Жилкомхоз». В состав треста входило всего семь ЖЭУ г.Нефтеюганска. Нефтеюганский Ремонтно-эксплуатационный жилищный трест НПО ЖКХ являлся самостоятельным производственным предприятием. На балансе НРЭЖТ НПО ЖКХ находился жилой фонд. Квартира по адресу г.Нефтеюганск, 5 мкр., (адрес) была предоставлена Тимошенко М.Н. по ходатайству НРЭЖТ НПО ЖКК.
В 1991 году Нефтеюганский ремонтно-эксплуатационный жилищный трест ПО «Жилкомхоз» прекратил свою деятельность, в соответствии с приказом МПО «Жилкомхоз» №98 от 27 мая 1991 года.

В феврале 1994 года создано Муниципальное производственное объединение Нефтеюганского производственного объединения «Жилищно-коммунальное хозяйство».

С 01 апреля 1997 года хозрасчетный жилищно-эксплуатационный участок №2 переименован в Дочернее муниципальное унитарное предприятие НПО «Жилкомхоз» ( распоряжение главы администрации
№ 118 от 27 марта 1997 года).

С 30 мая 2002 года Дочернее муниципальное унитарное предприятие Жилищно-эксплуатационный участок №2 переименовано в муниципальное унитарное предприятие Жилищно-эксплуатационный участок №2 (распоряжение главы администрации № 936 от 21 мая 2002 года).

С 05 мая 2003 года муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок переименовано в Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок №2 (распоряжение Департамента муниципальной собственности г.Нефтеюганска № 275 от (дата)).

С 23 января 2008 года Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок (номер)» реорганизовано в ОАО «Жилищно-эксплуатационный участок (номер)».

С 17 июля 2018 года ОАО «Жилищно-эксплуатационный участок №2» переименовано в АО «МСК-Сервис».

Как установлено в ходе судебного заседания, распоряжением администрации г.Нефтеюганска № 308-р от 19 июня 2013 года дом, в котором расположена квартира истцов, признан непригодным для проживания.

Истец в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при администрации г.Нефтеюганска не состоит.
С заявлением о постановке на учет в администрацию г.Нефтеюганска
не обращалась.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.

Тимошенко М.Н. и члены ее семьи вселены в спорное жилое помещение до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, спорное жилое помещение до принятия его в муниципальную собственность находилось на балансе самостоятельного производственного предприятия Нефтеюганского Ремонтно-эксплуатационного жилищного треста ПО «Жилищно-коммунальное хозяйство», впоследствии было принято в муниципальную собственность на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 и Решения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов от 12 января 1989 года.

В силу ст. ст. 5, 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из положений ст. 7 данного Федерального закона, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21) разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Доказательств того, что после передачи спорной квартиры в муниципальную собственность она была включена в специализированный жилищный фонд со статусом «служебной», представителем ответчика
не представлено.

Отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация
не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

При передаче в муниципальную собственность жилое помещение утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, характер использования спорного жилого помещения при принятии в муниципальную собственность на основании вышеуказанных актов изменился в силу прямого указания закона.

В связи с вышеуказанным, доводы апелляционной жалобы о применении к данным правоотношениям п.9.12 Порядка формирования, управления и распоряжения жилищным фондом, находящихся в собственности г.Нефтеюганска, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм действующего жилищного законодательства, указанный пункт не распространяет действие на спорное жилое помещение, поскольку его статус не относится к специализированному жилищному фонду.

Соответственно не имеет юридического значения, состоит ли истец или члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или будет иметь право состоять на данном учете, поскольку истцом требований о предоставлении ей квартиры по договору социального найма не заявлено, в данном споре решается вопрос о закреплении за истцом права пользования конкретным жилым помещением, в котором она проживает, на условиях договора социального найма.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, применены нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от 24 июля 2018 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.

Председательствующий    

Иванова И.Е.

Судьи

Беспалова В.В.

Решетникова О.В.

33-7000/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимошенко М.Н.
Ответчики
ДЖКХ администрации г. Нефтеюганска
Другие
Тимошенко А.в.
ТИмошенко П.С.
Тимошенко Н.А.
Тимошенко В.А.
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Решетникова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
30.01.2020Передача дела судье
30.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее