Решение по делу № 2а-4855/2017 от 22.09.2017

Дело № 2а-4855/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2017 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи          Аксаненко Р.Т.,

при секретаре                                      Данзановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края о возложении обязанности выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории сельского поселения «Среднеаргунское» Краснокаменского района Забайкальского края находится действующий скотомогильник (биотермическая яма), который не балансе администрации поселения не состоит и предъявляемым ветеринарно-санитарным требованиям не соответствует, ввиду чего его эксплуатация может повлечь загрязнение почв, подземных, поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и распространению инфекционных заболеваний среди населения.

Ссылаясь на то, что бремя содержания скотомогильников лежит на Правительстве Забайкальского края, просит суд обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.11.2017г. принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в сельском поселении «Среднеаргунское» Краснокаменского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, установить над биотермическими ямами навесы, защищающие от попадания атмосферных осадков в ямы, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильнику установить предупреждающие аншлаги.

В судебное заседание представители привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурор извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.

Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края по доверенности Лоншаков Д.А. в судебном заседании административный иск не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указывая на то, что оборудовать скотомогильники в короткие сроки – до 01.11.2017г., исходя из характера работ, необходимых значительных финансовых и временных затрат, невозможно.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно требованиям статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года №68-ФЗ чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Частью 2 ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ).

Согласно пунктам 1.2, 1.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года №13-7-2/469 (далее – Ветеринарно-санитарные правила) биологическими отходами являются трупы животных и птиц. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

В силу пунктов 5.6, 5.7, 5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

В соответствии с пунктами 6.2-6.4 Ветеринарно-санитарных правил ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

Согласно п. 6.6 Ветеринарно-санитарных правил на территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается пасти скот, косить траву, брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.

Из материалов дела следует, что Краснокаменской межрайонной прокуратурой Забайкальского края проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения «Среднеаргунское» Краснокаменского района Забайкальского края. В ходе проведенной проверки установлено, что скотомогильник расположен в 3 км на северо-запад от с. Среднеаргунск Краснокаменского района Забайкальского края, ширина скотомогильника составляет 10 м, длина - 50 м, глубина - до 1,5м, общая площадь участка - 800 кв.м., ямы – около 80 кв.м. Скотомогильник расположен на сухом возвышенном участке земли. Предупреждающий о запрете проведения земляных работ аншлаг отсутствует. Скотомогильник огорожен с помощью столбов и натянутой колючей проволоки. Стены ямы не укреплены, навес над ямой отсутствует. Перед въездом на его территорию отсутствует коновязь для животных, имеются въездные ворота. Помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов нет. В яме присутствуют скелетированные останки животных, по периметру прилегающей к скотомогильнику территории находятся костные останки неизвестного происхождения. Наблюдается запах гниения. Последнее захоронение переболевших ящуром животных осуществлялось в 2016 году. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 18.08.2017г., фотоснимками.

Согласно представленным материалам проверки установлено, что используемый под скотомогильник земельный участок отведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Таким образом, скотомогильник является действующими, однако установленным ветеринарно-санитарным требованиям не отвечает, его состояние свидетельствует об отсутствии мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий и охране окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральной закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что обязанность по надлежащему содержанию скотомогильника (биотермических ям) возложена на субъект РФ.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ от имени субъекта РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края – Правительство Забайкальского края распоряжается и управляет собственностью Забайкальского края в силу положений п. 13 Положения о Правительстве Забайкальского края.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников и биотермических ям, находящихся на территории Забайкальского края, возложена именно на Правительство Забайкальского края.

Довод представителя административного ответчика о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект, не может быть признан обоснованным, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальным образованиям не передавались.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что несоблюдение требований федерального законодательства может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций, распространению заболеваний, что в свою очередь отрицательно может отразиться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что административным ответчиком не принято всех предусмотренных законом мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории сельского поселения «Среднеаргунское» Краснокаменского района Забайкальского края.

При изложенных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что заявленные Краснокаменским межрайонным прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, необходимость проведения мероприятий, направленных на выполнение работ по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для исполнения решения до 31.07.2018 г.

На основании изложенного и руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Правительство Забайкальского края в срок до 31 июля 2018 г. принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в сельском поселении «Среднеаргунское» Краснокаменского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, установить над биотермическими ямами навесы, защищающие от попадания атмосферных осадков в ямы, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильнику установить предупреждающие аншлаги.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2017 г..

Судья                        Р.Т. Аксаненко

2а-4855/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснокаменский межрайонный прокурор
Ответчики
Правительство Заб.края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
22.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
25.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
22.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее