Судья Глухова Ю.Р. Дело № 7р-377/2017
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 октября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Иванова И.Е. на решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от
24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эмеково», расположенного по адресу Республика Марий Эл, Волжский район, с. Эмеково, ул. Советская, дом 4, ОГРН <...>, ИНН <...>, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Волжского межрайонного прокурора от 14 июня 2017 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эмеково» (далее – ООО «Эмеково») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике
Марий Эл Иванова И.Е. от 14 июля 2017 года <№> ООО «Эмеково» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года, вынесенным по жалобе ООО «Эмеково», вышеуказанное постановление главного государственного инспектора труда изменено в части назначения наказания, ООО «Эмеково» назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным решением, главный государственный инспектор труда Иванов И.Е. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, указав, что оснований для изменения наказания не имеется.
Выслушав объяснения главного государственного инспектора труда Иванова И.Е., поддержавшего жалобу, генерального директора
ООО «Эмеково» Чалмаева О.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей, что оснований для отмены решения судьи не имеется, изучив доводы жалобы, исследовав административный материал и материалы проверок, материалы дела <№> по жалобе ООО «Эмеково», прихожу к следующему.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что работодатель обязан:
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 213 данного кодекса работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 года утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ
№ 302н).
В силу требований пункта 4.1 приложения №1 к Приказу № 302н перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), относятся физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка. рабочая поза, наклоны корпуса,: перемещение в пространстве) (при отнесении условий труда по данным факторам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше). Периодичность таких осмотров составляет 1 раз в год.
В соответствии с пунктами 14, 26 приложения № 2 к Приказу № 302н работники, выполняющие работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта, а также работники, выполняющие работы, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов, должны проходить обязательный медицинский осмотр с периодичностью 1 раз в год.
14 сентября 2016 года аккредитованной организацией
ООО «Безопасность и охрана труда» проведена специальная оценка условий труда в ООО «Эмеково». Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда 60 рабочих мест и работников, занятых на рабочих местах, относятся по условиям труда к подклассу вредности 3.1; 10 рабочих мест и работников, занятых на рабочих местах, - к подклассу вредности 3.2.
По результатам специальной оценки условий труда работников
ООО «Эмеково» ООО «Безопасность и охрана труда» указано на необходимость прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работниками следующих должностей: машинист зерновых погрузочно-разгрузочных машин; машинист семеочистительных машин; машинист треугольной сушилки; водитель автомобиля (грузового); водитель автомобиля (легкового); водитель автомобиля; тракторист; электросварщик ручной сварки; главный зоотехник; главный ветеринарный врач; ветеринарный врач; ветеринарный фельдшер; заведующий фермой КРС; техник-осеменатор; зоотехник-селекционер; учетчик по племенному делу; заведующий фермой; сторож (вахтер); ночной скотник; молокоучетчик; молокопроводчик; мельник; дояр; рабочий по уходу за животным*); пастух; повар; кухонный рабочий.На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 23 мая 2017 года <№> в отношении ООО «Эмеково» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ивановым И.Е. в период с 23 мая по 16 июня 2017 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.На основании постановления заместителя Волжского межрайонного прокурора от 14 июня 2017 года и результатов проверки в отношении
ООО «Эмеково» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.Согласно постановлению от 14 июля 2017 года <...> административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого вменено ООО «Эмеково», заключается в том, что в нарушение требований статей 212, 213 ТК РФ, Приказа № 302н в ООО «Эмеково» допускаются факты допущения к работе с вредными и (или) опасными условиями труда и к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра, в установленном порядке согласно Приказу №302н. С 1 января 2016 года до даты проверки в организации 46 работников (А.А.Г., А.Г.К., А.З.В., А.Т.А., Б.В.Г., Б.А.Д., В.В.В., Г.А.В., Г.С.М., Г.Л.Д., Г.В.Г.,
Г.В.В., Д.В.В., З.П.А., З.Л.П., И.Г.В., И.Л.В., М.В.М. и другие работники) не прошли медицинский осмотр, в то время как фактически осуществляют возложенные на них трудовые обязанности в ООО «Эмеково».Так, в соответствии с картами № 73 и № 74 специальной оценки условий труда ночной скотник должен проходить медицинский осмотр в соответствии с пунктом 14 приложения № 2 Приказа № 302н. Периодичность прохождения медицинского осмотра - 1 раз в год. Вместе с тем, с 1 января 2016 года по настоящее время периодический медицинский
осмотр Г.А.В. и В.В.В., работающими ночными скотниками в ООО «Эмеково», не проводился.С 1 января 2016 года до даты проверки работники ООО «Эмеково» также не проходили флюорографическое обследование.Вина ООО «Эмеково» в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается постановлением заместителя Волжского межрайонного прокурора от 14 июня 2017 года о возбуждении в отношении в ООО «Эмеково» дела об административном правонарушении, материалами прокурорской проверки, протоколом об административном правонарушении <№> от 14 июля 2017 года, актом проверки Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл в отношении ООО «Эмеково» от 16 июня 2017 года <№>, предписанием от 16 июня 2017 года <№> об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, штатным расписанием
ООО «Эмеково», заключениями и другими актами ООО «Безопасность и охрана труда» по результатам специальной оценки условий труда в
ООО «Эмеково», проведенной в 2016 году, договором на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) от 30 мая 2017 года с приложением списков работников ООО «Эмеково» для прохождения медицинского осмотра (46 работников), другими материалами.Прокурор при возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл и судья Волжского городского суда Республики Марий Эл при таких обстоятельствах пришли к обоснованному выводу о нарушении ООО «Эмеково» статей 212, 213 ТК РФ, Приказа № 302н и наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.Вместе с тем, полагаю, что вывод судьи суда первой инстанции о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, обоснованный положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, не соответствует нормам КоАП РФ и обстоятельствам дела.Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Как установлено судьей суда первой инстанции, ООО «Эмеково» является субъектом среднего предпринимательства, включено в Единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства под № ЮЭ9965-17-1911484.Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ заключается в нарушении установленных законодательством правил охраны труда.В соответствии со статьей 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В постановлении и назначении административного наказания правильно указано, что выявленные в ООО «Эмеково» нарушения законодательства об охране труда могут послужить причиной возникновения несчастных случаев на производстве, повлиять на сохранение жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности, свидетельствуют об отсутствии контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. В силу изложенного выше полагаю, что непроведение периодических медицинских осмотров работников создает угрозу сохранению их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Кроме того, работники ООО «Эмеково» выполняют работы, связанные с производством пищевой сельхозпродукции, использованием транспортных средств (источник повышенной опасности), в связи с чем возникает также угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о том, что совершение данного административного правонарушения не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей является неправильным, поскольку не соответствует обстоятельствам дела и требованиям статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ, процессуальным требованиям пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что решение судьи Волжского городского суда от 24 августа 2017 года подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение. Срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории административных правонарушений, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от
24 августа 2017 года, вынесенное в отношении ООО «Эмеково» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья В.В. Братухин