Дело № 2-29/2023
УИД 19RS0008-01-2022-000606-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Копьёво 01 февраля 2023 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к индивидуальному предпринимателю Давыдович В.Ю. об устранении нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Давыдович В.Ю. об устранении нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ИП Давыдович В.Ю. при эксплуатации котельной – твёрдотопливного котла по адресу: ..., не использует газоочистительную установку, тем самым осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Просит обязать индивидуального предпринимателя Давыдович В.Ю. устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: установить очистку газа (ГОУ) в целях очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; организовать проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; подать заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган.
В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Чистанов В.С. на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил обязать ответчика устранить указанные в исковом заявлении нарушения в срок до ../../...
Ответчик – Давыдович В.Ю. в судебном заседании пояснил, что согласен с предъявленными исковыми требованиями и устранит данные нарушения до ../../...
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав мнение заместителя прокурора, ответчика, исследовав приобщенные к делу документы, суд переходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами (ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 7 ст. 16).
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498 (далее - Правила).Пунктами 8, 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что при эксплуатации ответчиком котельного оборудования- твердотопливного котла через организованный стационарный источник выбросов - дымовую трубу в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сжигания каменного угля, таких как бензапирен, пыль неорганическая, коксовый остаток (сажа), азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, указанное безусловно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом. По итогам проверки внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники выбросов загрязняющих веществ, оборудовать указанные источники установками очистки газа установлена законодательством.
Установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ИП Давыдович В.Ю., для отопления помещения, использует стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: твердотопливный котел марки ZOTA с выведенной дымовой трубой на улицу.
В ходе проверки установлено, что котельная отапливает нежилое здание, котел работает на каменном угле, дымовые газы отводятся в атмосферу посредством дымовой трубы, выведенной через крышу на улицу.
При проведении проверки установлено, что эксплуатация котельной осуществляется в отсутствие установки очистки газа (газоочистная установка, ГОУ).
Таким образом, при эксплуатации котельного оборудования - твердотопливного котла по ул. ..., №.. в п. ... в отсутствие установки очистки газа (ГОУ) не осуществляется очистка выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следовательно, не проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и указывает на возможное причинение вреда атмосферному воздуху.
На основании вышеизложенного следует, что при эксплуатации ИП Давыдович В.Ю. котельного оборудования - твердотопливного котла по ул. ..., №.. в п.... в отсутствие установки очистки газа (ГОУ) не осуществляется очистка выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к возможному возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что ИП Давыдович В.Ю. при эксплуатации источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу - твердотопливного котла не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также помещение СТО (с наличием котлоагрегата - твердотопливного котла) используемое при осуществлении хозяйственной деятельности, является источником выбросов загрязняющих веществ: бензапирена, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, оксида серы, твердых частиц.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Установлено, что объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный в п. ... по ул. ..., №.., эксплуатируемый ИП Давыдович В.Ю. в федеральном или региональном государственных реестрах объектов НВОС отсутствует, с заявкой о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Енисейское межрегиональное Управление Росприроднадзора или в Минприроды Хакасии предприниматель не обращался.
Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в части выполнения обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес ИП Давыдович В.Ю. ../../.. внесено представление о необходимости устранения выявленных нарушений.
../../.. на указанное представление дан ответ, согласно которому выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.
Учитывая вышеизложенное, указанные нарушения являются недопустимыми и влекут за собой загрязнение атмосферного воздуха, причинение вреда здоровью работающих на СТО и жителей п.... Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом всех обстоятельств дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Предлагаемый истцом срок до ../../.., а также соблюдения баланса интересов сторон, суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Давыдович В.Ю. устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:
- установить очистку газа (ГОУ) в целях очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- организовать проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- подать заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган в срок до ../../...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2023 года.
Судья М.Н. Южакова