Решение по делу № 2-1217/2019 от 02.09.2019

***

***

Дело № 2-1217/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2019 года                                город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре Чистобаевой В.С.,

с участием истца Савкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савкиной Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов военной службы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Савкина Е.В. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов военной службы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец указала, что *** она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, для чего ею были также представлены трудовая книжка, архивные справки. Решением ответчика в назначении страховой пенсии ей было отказано по причине отсутствия на момент обращения в пенсионный фонда требуемого стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных к нему областях. Согласно подсчета ответчика данный стаж составил ***, при этом период службы по контракту в районах Крайнего Севера с *** по *** год не был учтен пенсионным органом в стаж работы истца в районах Крайнего Севера. Поскольку полагает, что в соответствии с законодательством РФ служба по контракту включается в трудовой стаж, в том числе и в стаж работы в районах Крайнего Севера, просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении страховой пенсии, включить периоды с *** по *** прохождения военной службы по контракту в ВС РФ ***, район Крайнего Севера, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию досрочной даты обращения за назначением, взыскать с ответчика сумму судебных расходов по оплате госпошлины.

Истец в судебном заседании в связи присоединением Управления Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное), спросила считать надлежащим ответчиком последнее. На заявленных требованиях настаивала, по основаниям и доводам, изложенным в иске, в уточнение просила включить периоды *** прохождения военной службы по контракту в ВС РФ *** в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера для назначения досрочной пенсии по старости.

Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, ранее представила возражения на иск, согласно которого указала, что истцу было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа в районах Крайнего севера, в подсчет которого не были включены период прохождения истцом военной службы ***, поскольку положение п. 2 ч.1 ст. 31 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обусловливает назначение страховой пенсии по старости не местом осуществления, а родом деятельности, то есть трудовая деятельность в районах Крайнего Севера. Кроме того, согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж что следует из содержания ст. 14,88,90 Закона РСФСР от *** «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, а также материалы пенсионного (отказного) дела истца, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Савкина Е.В., *** года рождения, *** обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

*** истцу исполнилось 50 лет.

Решением пенсионного органа от *** истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж – *** (в льготном исчислении - ***); стаж работы в районах Крайнего Севера – ***. Данным решением не приняты к учету в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в специальный стаж не включены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с *** по ***.

Как следует из данных о стаже истца на ***, имеющиеся в материалах пенсионного (отказного) дела истца период прохождения истцом военной службы (не по призыву) в ВС РФ с *** по *** учтен в страховой стаж в количестве ***

Истец, полагая, что период прохождения ею военной службы (не по призыву) в ВС РФ с *** по *** должен быть также учтен в страховой стаж работы в особых условиях (в районах Крайнего Севера), обратилась в суд с данным иском, разрешая который суд учитывает следующее.

С 1 января 2015 г. вступили в действие Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ). Применение Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 г.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действующей на дату обращения истца за назначением пенсии) настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 4 Закона №400-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1, ч.2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который действует с 01.01.2015 и по настоящее время, досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Аналогичные положения содержатся, соответственно, в статье 7, ч.1 ст. 10, п.1 ч.1 ст. 11 и п.2,6 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

Как следует из материалов пенсионного (отказного) дела истца, она является матерью двоих детей 1988 и 2000 годов рождения.

С *** по *** Савкина Е.В. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части адрес***. При этом, как следует из трудовой книжки, истец осуществляла трудовую деятельность до поступления на службу до ***, после увольнения с военной службы трудоустроена была лишь ***.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной и иной приравненной к ней службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О и др.).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, что также было предусмотрено и ранее действовавшим законодательством.

При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (в районах Крайнего Севера и т.п.).

Таким образом, период прохождения истцом службы в вооруженных силах зачету в специальный стаж не подлежит.

Поскольку истец на дату наступления возраста 50 лет -12.11.2018 имела страховой стаж не менее 20 лет, но при этом проработала менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера (на дату *** подтвержденный документально стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил ***), оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за назначением пенсии, то есть с ***, суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании оспариваемого решение пенсионного органа от *** об отказе в назначении истцу с *** досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа в районах Крайнего Севера, а также возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с *** не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Савкиной Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о зачете периодов военной службы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                         О.С. Корепина

2-1217/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Савкина Елена Владимировна
Ответчики
ГУ УПФ РФ Кольском районе Мурманской области (межрайонная)
ГУ-УПФ РФ в Печенгском районе Мурмнаской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Корепина Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.09.2019Предварительное судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2020Предварительное судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
25.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2019Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее