Дело № 2-188/2022
УИД 04RS0003-01-2022-000176-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура 28 апреля 2022 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Куликовой А.Л., при секретаре – помощнике судьи Баженовой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никоновой ФИО17 к Администрации МО-СП «Бичурское» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Никонова Е.Ф. в лице своего представителя Разуваевой И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО-СП «Бичурское» о включении в состав наследственного имущества и признании права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявленных требований Никонова Е.Ф. указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг ФИО2, после смерти которого, открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. В установленный законом шестимесячный срок она обратилась к нотариусу для принятия наследства по закону. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Часть имущества в виде жилого дома 1961 года постройки, площадью 46,1 кв.м на этом земельном участке наследодатель при жизни не оформил должным образом, что усложнило выдачу свидетельства о праве на наследство по закону на это имущество. Вместе с тем принадлежность спорного имущества наследодателю подтверждается договором о безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Бичурском БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого наследодатель обладал вещными правами на вышеуказанное имущество и полагал, что его право собственности оформлено надлежащим образом. Других наследников, принявших наследство после смерти Никонова Г.Ф. нет.
Истец Никонова Е.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Разуваева И.Н., действующая на основании доверенности, на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем представила заявление, указав, что исковые требования поддерживает, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика Ткачева О.М. на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, о чем представила заявление.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу пункта 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше Закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
На основании части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
В силу пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как видно из материалов дела, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом Бичурского нотариального округа Костыря И.П., наследницей имущества ФИО2, открывшегося после его смерти, является супруга – Никонова Е.Ф. Наследство на которое выдано свидетельство состоит из 1/2 доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из ответа нотариуса на судебный запрос, иных заявлений о принятии наследства не поступало.
Суду представлено свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, которое выдано ФИО2 на основании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Бичурского района № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно статье 6 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии с абзацем третьим статьи 7 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Согласно статье 9 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и (или) юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бичурским районным отделом Управления ЗАГС Республики Бурятия, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО4. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО3.
Согласно свидетельству о заключении брака серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Бичурским районным отделом ЗАГС Бурятской АССР, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, заключили брак о чем в книге регистрации актов о заключении брака произведена запись №. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО16.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бичурским районным отделом Управления ЗАГС Республики Бурятия, в архиве Бичурского районного отдела Управления ЗАГС Республики Бурятия имеются записи: о рождении у ФИО2 и Никоновой ФИО18 дочери: Никоновой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
От Абрамовой (Никоновой) ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в суд поступило нотариально заверенное заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ей известно об открытии наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ её отца ФИО8, что ею пропущен срок для принятия наследства. В суд по поводу восстановления срока для принятия наследства обращаться не будет. Фактически в управление наследственным имуществом не вступала, не возражает против получения свидетельства о праве на наследство Никоновой ФИО21.
Как видно из материалов дела: ответа на запрос нотариуса Бичурского нотариального округа, свидетельства о праве на наследство по закону, истец Никонова Е.Ф. является единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2, поэтому у неё, как у наследника первой очереди, на основании вышеназванных норм закона возникло право требовать признания за ней права собственности на жилой дом.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации МО СП «Бичурское» Ткачева О.М. признала исковые требования. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, судом разъяснены и понятны, что подтверждается записью в протоколе судебного заседания и письменным заявлением представителя ответчика.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела, отсутствие спора о праве на наследство, суд считает необходимым принять признание иска как не нарушающее чьих-либо прав и законных интересов, и удовлетворить исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска представителем ответчика Ткачевой О.М.
Исковые требования Никоновой Е.Ф. удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ:
- жилой дом, площадью 57,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности в порядке наследования Никоновой ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на:
- жилой дом, площадью 57,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Бичурский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бичурского районного суда
Республики Бурятия А.Л. Куликова