УИД (05RS0029-01-2023-000652-85)
Дело №2 - 764/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 августа 2023 года с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МР «<адрес>» (отдел строительства и архитектуры) о признании права собственности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР «<адрес>» (отдел строительства и архитектуры) о признании право собственности.
Из искового заявления следует, что ФИО1 согласно договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка площадью 0,04 га с кадастровым номером 05:09:000045:231, площадью 99544 кв.м. с видом разрешенного использования для туристко - рекрационной деятельности, расположенный по адресу: РД, <адрес>, побережье Каспийского моря.
На вышеуказанном земельном участке, возведено строение коттедж, при строительстве объекта капитального строительства, истец по своей неграмотности, не провел государственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства и результатов инженерных взысканий, а также не получил разрешение на строительство вышеуказанного объекта. Возведенный им объект недвижимого имущества обладает признаками самовольной постройки, так как он построен без разрешения, в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
Согласно технического плана здания, коттеджи полностью расположен в границах вышеуказанного земельного участка и имеет площадь 142,3 кв.м.
Согласно п.1 ст.218 ГПК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Соседи также не имеют претензий к построенному зданию, и его постройка не нарушает их права и кроме того не угрожает их безопасности, жизни и здоровью.
На капитальное строительство объектов недвижимости, согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ, следовало получить разрешение. Однако, не понимая юридического значения необходимости получения данного разрешения, оно получено не было, в связи с чем, он не имел возможности вести данную постройку в эксплуатацию и зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства.
Данное здание коттедж в соответствии со ст.222 ГК признается самовольной постройкой, право собственности на которое, может быть признано в судебном порядке, за лицом арендатора которого находится земельный участок. Возведенная им самовольная постройка выполнена соблюдением природоохранных, строительных и градостроительных норм не нарушает права, охраняемые законом интересы граждан, не создает угроз жизни и здоровью и граждан. Объект капитального строительства, построен в соответствии строительных норм и правил.
Обременений объекта недвижимости, не имеется. Иных лиц оспаривающих её права, также не имеется.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Он предпринимала меры к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и акта ввода объекта эксплуатации, однако ему было отказано в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Он предпринимала меры к легализации самовольно возведенного объекта, указанный объект построен на принадлежащем ей земельном участке и строительство здания соответствует строительным нормам по правилам, санитарным и противопожарным требованиям, являются безопасным конструктивным элементом, и поэтому считает возможным вынести решение о признании за ним права собственности на самовольное строение, расположенное по вышеуказанному адресу.
При обращении в отдел строительства и архитектуры Администрация МР «<адрес>» ему было отказано в получении разрешения на строительство и акта ввода объекта недвижимого имуществ эксплуатацию.
Таким образом, кроме обращения в суд, ФИО1 лишен возможности признать право собственности на самовольную постройку дома отдыха.
Как следует из ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. С момента государственной регистрации прав собственник получает возможность распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
По смыслу ст.222 ГК РФ, право собственности на нежилое строение, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведенный гражданином без необходимых разрешений, может быть признано, если строение создано без существенных нарушен» градостроительных, строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Возведенное им самовольная постройка не нарушает прав и законные интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
При обращении в соответствующие органы ему было отказано в получении разрешения на строительство и акта ввода объекта недвижимого имущества эксплуатации. Без признания права собственности на указанный объект недвижимости, он не может произвести государственную регистрацию права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Дагестан. Иным путем, кроме обращения в суд, он лишен возможности признать право собственности на самовольную постройку.
На основании изложенного, просит признать право собственности за ним -ФИО1 на коттедж общей площадью 142,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, побережье Каспийского моря, на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000045:231.
Истец - ФИО1 в суде поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объёме.
Ответчик - представитель администрации МР «<адрес>» (отдел строительства и архитектуры) будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
В обоснование своих доводов истец ФИО1 представил договор субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО2 передал в субаренду принадлежащее ему право долгосрочной аренды на часть земельного участка площадью 0,04 га, находящегося на федеральной собственности под кадастровым номером 05:09:000045:231/102, из общего земельного участка 05:09:000045:231 площадью 99544 кв.м. расположенный по адресу: РД, <адрес>, побережье Каспийского моря ФИО1.
Из акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 передает ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:231/102 расположенный по адресу: РД, <адрес>. Побережье Каспийского моря. Из письма ФИО2 ТУ Росимущества в РД следует, что ФИО2 арендатор земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:231 на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает, что земельный участок площадью 0,04 га под кадастровым номером 05:09:000045:231/102 передает в субаренду ФИО1 ФИО3 предоставила свое согласие своему супругу ФИО2 на заключение и регистрацию договора субаренды на его имя в установленном законом порядке: земельного участка или части доли земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:231, находящегося по адресу: РД, <адрес>, побережье Каспийского моря.
Из письма главного архитектора <адрес> Республики Дагестан ФИО6 следует, что отдел строительства и архитектуры отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию дома отдыха (коттедж).
Каким - либо другим способом, кроме как на основании решения суда, признать право собственности на постройку и зарегистрировать право в установленном порядке он не может.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: а) разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и б) соблюдение градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ «разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведение затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей».
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, при этом допущенные нарушения должны быть существенными.
Таким образом, суд считает установленным, что здание дом отдыха коттедж, общей площадью 142,3 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000045:231 по адресу: РД, <адрес>, побережье Каспийского моря.
Но в тоже время, ст.222 ГК РФ допускает случаи приобретения права собственности на самовольную постройку.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Законодатель указывает, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не было представлено доказательств того, что объект выстроен с нарушением действующих градостроительных норм, а также нарушает права третьих лиц.
Соседи истца также не имеют претензий к построенным зданиям, и его постройки не нарушают их права и кроме того не угрожают их безопасности, жизни и здоровью.
Судом по ходатайству представителя истца ФИО1 – ФИО7 была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ возведенное одноэтажное строение – коттедж общей площадью 142,3 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000045:231/102, по адресу РД, <адрес>, побережье Каспийского моря соответствует действующим требованиям градостроительных, строительных, экологических, архитектурных норм и правил, противопожарным и санитарным нормам.
Строительно-монтажные работы по строительству данного строения - одноэтажного коттеджа общей площадью 142,3 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000045:231/102, расположенного по адресу: РД, <адрес>, побережье Каспийского моря, выполнены качественно и соответствуют требованиям, действующих строительных норм и правил. Дом построен качественно и безопасен для пребывания в нем граждан и окружающим. Использование, эксплуатация указанного здания не угрожает жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Отсутствие разрешения на строительство и государственная экспертиза проекта само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Судом также установлено, что истцом предпринимались надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию, что не оспаривается представителем архитектуры района.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, возможным признать за истцом право собственности на данную постройку, поскольку судом было установлено, что истец создал данный объект строительства на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что объект построен с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, не нарушает права и интересы третьих лиц, сохранение постройки не создает угрозу здоровью и жизни граждан.
Руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации МР «<адрес>» (отдел строительства и архитектуры) о признании права собственности, удовлетворить.
Признать право собственности за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на коттедж общей площадью 142,3 кв.м., расположенный по адресу: на побережье Каспийского моря, <адрес>, Республики Дагестан, на землях с кадастровым номером 05:09:000045:231/102.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Б.А. Мусаев