Решение по делу № 33-1353/2024 от 12.04.2024

Судья Самсонова В.О. Дело № 33-1353/2024

№ 2-192/2024

УИД 77RS0002-02-2023-015302-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2024 года                                      г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Чеченкиной Е.А.

судей Дороховой В.В., Родионова В.А.

при ведении протокола помощником судьи Рыженковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта,

по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., пояснения представителя заявителя ОАО «Российские железные дороги» Моргунова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Самусь А.А.,

установила:

Смоленский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил:

1.                Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Смоленской области.

2.                Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной станции Рославль -1:

1)               Образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635.

2)               Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635.

3)                Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

в соответствии с требованиями подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований № 1635.

3. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном вокзале станции Рославль:

1)               Образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635.

2)                Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635.

3)                Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

в соответствии с требованиями подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований № 1635.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела, ходатайства об отложении судебного заседания отклонены судом ввиду непредставления доказательств уважительности причин.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены. Взыскана с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области госпошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик ОАО «Российские железные дороги» просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, считает также, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Так, судом, по мнению апеллянта, не учтено, что обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности не могла быть возложена ввиду отнесения спорных объектов транспортной инфраструктуры (далее также – ОТИ) к уровню безопасности № 1 в силу положений Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее также – Требования № 1635), предусматривающих данную обязанность лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Вопреки выводам суда доступ в зону транспортной безопасности ограничен посредством установки инженерных и технических средств (металлические двери, решетки на окнах, домофон), обеспечено реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства, что подтверждается паспортом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, неподлежащего категорированию,- железнодорожной станции «Рославль-1» (ЖСУ003005), а также приказом Московской дирекции пассажирских обустройств от 09.01.2024 № МОСК ДПО-17 «О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции «Рославль-1». Данное лицо аттестовано в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, о чем выдана выписка от 15.12.2023 № 1385. Более того, как следует из паспорта обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Рославль-1, данный является ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, следовательно, требования подпунктов «б», «г», «к» пункта 6 Требований № 1635, заявленные в иске, не распространяются в отношении ОТИ железнодорожной станции «Рославль-1». Также отмечают, что привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами, которое в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 № 974–р, утверждающим этапы и сроки оснащения техническими средствами, осуществимо не ранее 2025 года, будет противоречить положениям Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее также – Закон о транспортной безопасности). Также ссылаются на ненадлежащее извещение судом первой инстанции о дате, времени, месте рассмотрения настоящего дела.

В письменных возражениях транспортный прокурор, возражая в удовлетворении апелляционной жалобы, указал, что, несмотря на то, что на ОТИ -железнодорожной станции Рославль-1 не осуществляется обслуживание пассажиров, вместо заявленных требований о выполнении подпунктов «б», «г», «к» пункта 6 Требований № 1635, которые к данной категории неприменимы, необходимо обеспечить выполнение требований «а», «в», «и» пункта 9 Требования № 1635, аналогичных по своему содержанию, которые подлежали удовлетворению в рамках требований подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635 по реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТИ.

В суде апелляционной инстанции стороны свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе с дополнениями, в возражениях, поддержали, дав соответствующие пояснения.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, самостоятельными объектами транспортной инфраструктуры являются железнодорожная станция Рославлъ-1 и железнодорожный вокзал станции Рославль. Их производственно-технологические комплексы на праве собственности принадлежат ОАО «Российские железные дороги».

Вокзалу Федеральным агентством железнодорожного транспорта присвоен реестровый номер ЖВК007945. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утверждён 26.05.2021.

Станция Рославлъ-1 включена Федеральным агентством железнодорожного транспорта реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с реестровым номером ЖСУ003005. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 03.11.2021.

Правоотношения в области транспортной безопасности (состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе (ст. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (п. 1).

Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (п. 2).

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на указанном в п. 3 основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 4).

Так, в соответствии с п. 5 данных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, помимо прочих, обязаны:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (п.п. «г»);

реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа (п.п. «е»).

Дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, в соответствии с п. 6 Требований, помимо прочих, обязан:

ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры (п.п. «б»);

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности) (п.п. «г»);

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры (п.п. «к»).

Нарушения данных требований ответчиком были выявлены в рамках проверки Смоленской транспортной прокуратурой, проведенной на основании решения от 28.06.2023, и отражены в актах проверки (т. 1 л.д. 14-41).

На основании фактов выявленных нарушений Постановлением должностного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу № 723000157278 от 10.08.2023 по делу об административном правонарушении в отношении объекта транспортной инфраструктуры, - железнодорожного вокзала станции Рославль, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), с назначением наказания - штрафа 50000 руб. (т.1 л.д. 77-80, 211-217).

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» о признании незаконным названного постановления отказано (л.д. 223-244).

В отношении другого объекта транспортной инфраструктуры, также рассматриваемого в настоящем деле, - железнодорожной станции Рославль -1, в связи с вышеуказанными нарушениями, выявленными Смоленской транспортной прокуратурой проверкой, Постановлением должностного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу № 723000157278 от 10.08.2023 по делу об административном правонарушении ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), с назначением наказания - штрафа 50000 руб. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

В обоснование довода апелляционной жалобы относительно неправомерности удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанностей образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635, ответчик ссылается на отсутствие оснований для применения в отношении спорных объектов данных требований, поскольку, к объектам первого уровня безопасности данные требования не относятся, данная обязанность возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, что, по его мнению, непосредственно следует из прочтения Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» а также подтверждено разъяснениями Федерального агентства железнодорожного транспорта в письме от 04.05.2022 № АИ-30/4454-ис (т. 1 л.д. 150).

В данных разъяснениях содержится мнение о том, что из положений Требований № 1635 следует возникновение обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности лишь в случаях объявления уровня безопасности № 2 и № 3, также отмечено, что привлечение подразделения при первом уровне, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, как отмечено в самом разъяснении, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации.

Кроме того, как следует из смысла прочтения Требований № 1635, поскольку его пункты 7 и 8 содержат дополнительные (как в них указано), повышенные меры по отношению к пунктам 5 и 6, требования к субъектам транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 2 и № 3, то требования пунктов 5 и 6 являются общими и относятся к объектам всех уровней, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, что следует из их буквального толкования.

Кроме того, в силу положений ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу вышеуказанные постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В этой связи ссылка апеллянта на необоснованность применения подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635 к спорным объектам транспортной инфраструктуры несостоятельна. При этом приказ о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и его реализация в отношении спорных объектов, не свидетельствует о реализации должным образом указанных требований.

Следовательно, исковые требования в части реализации подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635 являются обоснованными в отношении двух рассматриваемых объектов.

При этом учитываются и доводы апелляционной жалобы со ссылкой на невозможность выполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 в отсутствие финансирования в связи с установлением срока оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, начиная с 2025 года, однако, данные обстоятельства не могут исключить обеспечение транспортной безопасности непрерывно, в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.

По тем же основаниям несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности требований о приведении в соответствие с паспортом согласно подпунктам «б, г» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635, железнодорожного вокзала станции Рославль, который является объектом обслуживания пассажиров.

Вместе с тем, по отношению к остальным требованиям доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Так, положения подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, на железнодорожной станции Рославль - I, которая не является объектом обслуживания пассажиров, в силу буквального толкования данного пункта, который распространен лишь на объекты, осуществляющие обслуживание пассажиров, не применимы.

При этом ссылка в возражениях прокурора на апелляционную жалобу о необходимости удовлетворения требований в данной части ввиду аналогии формулировки положениям подпунктов «а, в, и» пункта 9 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, относящихся к объектам, не осуществляющих обслуживание пассажиров, не может быть принята ввиду отсутствия доказательств нарушения подпунктов «а, в, и» пункта 9 Требований, как вышеуказанными доказательствами проверки, так и иными доказательствами по делу.

Как установлено судом и не оспаривалось также сторонами в суде апелляционной инстанции, из исследованных копий паспорта железнодорожного вокзала станции Рославль не следует включение в него обязанности по организации на железнодорожном вокзале станции Рославль пропускного и внутриобъектового режимов на объекте транспортной инфраструктуры, следовательно, требование о приведении в соответствие с паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, удовлетворению не подлежало ввиду отсутствия данного требования в самом паспорте объекта.

Относительного общего требования о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, судебная коллегия отмечает следующее.

Подпунктом «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, за субъектами транспортной инфраструктуры, среди прочих, закреплены общие обязанности реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

Данные положения закрепляют срок реализации устранений установленных нарушений, который непосредственно заявлен в требованиях прокурора, и сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Оснований же для удовлетворения данного требования как самостоятельно обязывающего привести все мероприятия (без указания конкретных), предусмотренные паспортом, в соответствие с требованиями № 1635 отсутствовали, поскольку проверка на предмет несоответствия всех остальных требований паспорту не проводилась, доказательств их нарушения не представлено, а все выявленные несоответствия конкретизированы и заявлены в других требованиях иска.

Нарушений процессуальных норм, связанных с ненадлежащим извещением и необоснованным отклонением ходатайства об отложении судебного разбирательства судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.1-3 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

Госпошлина подлежит взысканию с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области в размере 300 рублей ввиду удовлетворения требований неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Смоленской области.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной станции Рославль -1:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортомобъекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном вокзале станции Рославль:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортомобъекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры

согласно подпунктам «б, г» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

В удовлетворении требований:

о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

согласно подпунктам «б, г, к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

о возложении обязанностейна железнодорожном вокзале станции Рославль организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»,

отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области госпошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Самсонова В.О. Дело № 33-1353/2024

№ 2-192/2024

УИД 77RS0002-02-2023-015302-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2024 года                                      г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Чеченкиной Е.А.

судей Дороховой В.В., Родионова В.А.

при ведении протокола помощником судьи Рыженковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта,

по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., пояснения представителя заявителя ОАО «Российские железные дороги» Моргунова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Самусь А.А.,

установила:

Смоленский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил:

1.                Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Смоленской области.

2.                Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной станции Рославль -1:

1)               Образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635.

2)               Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635.

3)                Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

в соответствии с требованиями подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований № 1635.

3. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном вокзале станции Рославль:

1)               Образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635.

2)                Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635.

3)                Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

в соответствии с требованиями подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований № 1635.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела, ходатайства об отложении судебного заседания отклонены судом ввиду непредставления доказательств уважительности причин.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены. Взыскана с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области госпошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик ОАО «Российские железные дороги» просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, считает также, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Так, судом, по мнению апеллянта, не учтено, что обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности не могла быть возложена ввиду отнесения спорных объектов транспортной инфраструктуры (далее также – ОТИ) к уровню безопасности № 1 в силу положений Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее также – Требования № 1635), предусматривающих данную обязанность лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Вопреки выводам суда доступ в зону транспортной безопасности ограничен посредством установки инженерных и технических средств (металлические двери, решетки на окнах, домофон), обеспечено реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства, что подтверждается паспортом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, неподлежащего категорированию,- железнодорожной станции «Рославль-1» (ЖСУ003005), а также приказом Московской дирекции пассажирских обустройств от 09.01.2024 № МОСК ДПО-17 «О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции «Рославль-1». Данное лицо аттестовано в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, о чем выдана выписка от 15.12.2023 № 1385. Более того, как следует из паспорта обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Рославль-1, данный является ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, следовательно, требования подпунктов «б», «г», «к» пункта 6 Требований № 1635, заявленные в иске, не распространяются в отношении ОТИ железнодорожной станции «Рославль-1». Также отмечают, что привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами, которое в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 № 974–р, утверждающим этапы и сроки оснащения техническими средствами, осуществимо не ранее 2025 года, будет противоречить положениям Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее также – Закон о транспортной безопасности). Также ссылаются на ненадлежащее извещение судом первой инстанции о дате, времени, месте рассмотрения настоящего дела.

В письменных возражениях транспортный прокурор, возражая в удовлетворении апелляционной жалобы, указал, что, несмотря на то, что на ОТИ -железнодорожной станции Рославль-1 не осуществляется обслуживание пассажиров, вместо заявленных требований о выполнении подпунктов «б», «г», «к» пункта 6 Требований № 1635, которые к данной категории неприменимы, необходимо обеспечить выполнение требований «а», «в», «и» пункта 9 Требования № 1635, аналогичных по своему содержанию, которые подлежали удовлетворению в рамках требований подпункта «е» пункта 5 Требований № 1635 по реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТИ.

В суде апелляционной инстанции стороны свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе с дополнениями, в возражениях, поддержали, дав соответствующие пояснения.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, самостоятельными объектами транспортной инфраструктуры являются железнодорожная станция Рославлъ-1 и железнодорожный вокзал станции Рославль. Их производственно-технологические комплексы на праве собственности принадлежат ОАО «Российские железные дороги».

Вокзалу Федеральным агентством железнодорожного транспорта присвоен реестровый номер ЖВК007945. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утверждён 26.05.2021.

Станция Рославлъ-1 включена Федеральным агентством железнодорожного транспорта реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с реестровым номером ЖСУ003005. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 03.11.2021.

Правоотношения в области транспортной безопасности (состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе (ст. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (п. 1).

Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (п. 2).

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на указанном в п. 3 основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 4).

Так, в соответствии с п. 5 данных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, помимо прочих, обязаны:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (п.п. «г»);

реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа (п.п. «е»).

Дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, в соответствии с п. 6 Требований, помимо прочих, обязан:

ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры (п.п. «б»);

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности) (п.п. «г»);

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры (п.п. «к»).

Нарушения данных требований ответчиком были выявлены в рамках проверки Смоленской транспортной прокуратурой, проведенной на основании решения от 28.06.2023, и отражены в актах проверки (т. 1 л.д. 14-41).

На основании фактов выявленных нарушений Постановлением должностного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу № 723000157278 от 10.08.2023 по делу об административном правонарушении в отношении объекта транспортной инфраструктуры, - железнодорожного вокзала станции Рославль, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), с назначением наказания - штрафа 50000 руб. (т.1 л.д. 77-80, 211-217).

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» о признании незаконным названного постановления отказано (л.д. 223-244).

В отношении другого объекта транспортной инфраструктуры, также рассматриваемого в настоящем деле, - железнодорожной станции Рославль -1, в связи с вышеуказанными нарушениями, выявленными Смоленской транспортной прокуратурой проверкой, Постановлением должностного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу № 723000157278 от 10.08.2023 по делу об административном правонарушении ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), с назначением наказания - штрафа 50000 руб. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

В обоснование довода апелляционной жалобы относительно неправомерности удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанностей образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635, ответчик ссылается на отсутствие оснований для применения в отношении спорных объектов данных требований, поскольку, к объектам первого уровня безопасности данные требования не относятся, данная обязанность возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, что, по его мнению, непосредственно следует из прочтения Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» а также подтверждено разъяснениями Федерального агентства железнодорожного транспорта в письме от 04.05.2022 № АИ-30/4454-ис (т. 1 л.д. 150).

В данных разъяснениях содержится мнение о том, что из положений Требований № 1635 следует возникновение обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности лишь в случаях объявления уровня безопасности № 2 и № 3, также отмечено, что привлечение подразделения при первом уровне, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, как отмечено в самом разъяснении, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации.

Кроме того, как следует из смысла прочтения Требований № 1635, поскольку его пункты 7 и 8 содержат дополнительные (как в них указано), повышенные меры по отношению к пунктам 5 и 6, требования к субъектам транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 2 и № 3, то требования пунктов 5 и 6 являются общими и относятся к объектам всех уровней, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, что следует из их буквального толкования.

Кроме того, в силу положений ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу вышеуказанные постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В этой связи ссылка апеллянта на необоснованность применения подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635 к спорным объектам транспортной инфраструктуры несостоятельна. При этом приказ о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и его реализация в отношении спорных объектов, не свидетельствует о реализации должным образом указанных требований.

Следовательно, исковые требования в части реализации подпункта «г» пункта 5 Требований № 1635 являются обоснованными в отношении двух рассматриваемых объектов.

При этом учитываются и доводы апелляционной жалобы со ссылкой на невозможность выполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 в отсутствие финансирования в связи с установлением срока оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, начиная с 2025 года, однако, данные обстоятельства не могут исключить обеспечение транспортной безопасности непрерывно, в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.

По тем же основаниям несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности требований о приведении в соответствие с паспортом согласно подпунктам «б, г» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635, железнодорожного вокзала станции Рославль, который является объектом обслуживания пассажиров.

Вместе с тем, по отношению к остальным требованиям доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Так, положения подпунктов «б, г, к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, на железнодорожной станции Рославль - I, которая не является объектом обслуживания пассажиров, в силу буквального толкования данного пункта, который распространен лишь на объекты, осуществляющие обслуживание пассажиров, не применимы.

При этом ссылка в возражениях прокурора на апелляционную жалобу о необходимости удовлетворения требований в данной части ввиду аналогии формулировки положениям подпунктов «а, в, и» пункта 9 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, относящихся к объектам, не осуществляющих обслуживание пассажиров, не может быть принята ввиду отсутствия доказательств нарушения подпунктов «а, в, и» пункта 9 Требований, как вышеуказанными доказательствами проверки, так и иными доказательствами по делу.

Как установлено судом и не оспаривалось также сторонами в суде апелляционной инстанции, из исследованных копий паспорта железнодорожного вокзала станции Рославль не следует включение в него обязанности по организации на железнодорожном вокзале станции Рославль пропускного и внутриобъектового режимов на объекте транспортной инфраструктуры, следовательно, требование о приведении в соответствие с паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, удовлетворению не подлежало ввиду отсутствия данного требования в самом паспорте объекта.

Относительного общего требования о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, судебная коллегия отмечает следующее.

Подпунктом «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, за субъектами транспортной инфраструктуры, среди прочих, закреплены общие обязанности реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

Данные положения закрепляют срок реализации устранений установленных нарушений, который непосредственно заявлен в требованиях прокурора, и сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Оснований же для удовлетворения данного требования как самостоятельно обязывающего привести все мероприятия (без указания конкретных), предусмотренные паспортом, в соответствие с требованиями № 1635 отсутствовали, поскольку проверка на предмет несоответствия всех остальных требований паспорту не проводилась, доказательств их нарушения не представлено, а все выявленные несоответствия конкретизированы и заявлены в других требованиях иска.

Нарушений процессуальных норм, связанных с ненадлежащим извещением и необоснованным отклонением ходатайства об отложении судебного разбирательства судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.1-3 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

Госпошлина подлежит взысканию с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области в размере 300 рублей ввиду удовлетворения требований неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 08 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Смоленской области.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной станции Рославль -1:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортомобъекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном вокзале станции Рославль:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортомобъекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры

согласно подпунктам «б, г» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

В удовлетворении требований:

о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I и железнодорожном вокзале станции Рославль реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «е» пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

о возложении обязанностей на железнодорожной станции Рославль - I ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры;

организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры

согласно подпунктам «б, г, к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»;

о возложении обязанностейна железнодорожном вокзале станции Рославль организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры согласно подпункту «к» пункта 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»,

отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области госпошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи:

33-1353/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Смоленский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Чеченкина Елена Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
15.04.2024Передача дела судье
14.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024Передано в экспедицию
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее