Республика Коми г.Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2023-011553-47
Дело № 2-9819/2023 г.
(№ 33-11035/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.
судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2023 г. дело по апелляционной жалобе Мамонтовой Ирины Анатольевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 г. по иску Мамонтовой Ирины Анатольевны к ОСФР по Республики Коми о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Мамонтовой И.А. и ее представителя Щиголева А.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мамонтова И.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Республике Коми о признании незаконным решения об отказе включить в индивидуальный лицевой счет сведения о работе с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ЗАО "А", поскольку отсутствуют сведения о заработке. Полагает, что отсутствие лицевых счетов по независящим от работника причинам, не могут лишить ее право на получение пенсии с учетом указанного периода. В случае отсутствия сведений о размере ее заработной платы, полагает возможным взять за основу сведения из органов статистики о среднестатистической зарплате.
Судом принято решение, по которому исковые требования Мамонтовой И.А. к ОСФР по Республики Коми о признании незаконным решения об отказе включить в индивидуальный лицевой счет сведения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Мамонтова И.А. просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, в которых представитель просит об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Мамонтовой И.А. с <Дата обезличена> на основании решения ОСФР по Республике Коми от <Дата обезличена> назначена страховая пенсия по старости в соответствии п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В рамках проведения заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах ОСФР по Республике Коми запросило с архивных учреждений сведения о заработной плате истца за период работы с <Дата обезличена> в ЗАО "А".
Согласно информации ГУ РК "Национальный архив РК" сведения о заработной плате Мамонтовой И.А. из документов архивного фонда ЗАО "А" направить не представляется возможным, поскольку лицевые счета за <Дата обезличена> года в архив на хранение не поступали.
ОСФР по Республике Коми уведомило Мамонтову И.А. о не включении периода работы с <Дата обезличена> в индивидуальный лицевой счет.
Согласно материалам пенсионного дела период работы истца в ЗАО "А" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> засчитан в страховой стаж, однако ответчиком не были учтены сведения о заработке истца за указанный период работы.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции на основе представленных и исследованных доказательств, которым в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ была дана надлежащая оценка, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения ОСФР по Республике Коми об отказе включить в индивидуальный лицевой счет сведения о заработке истца за спорный период.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу требований ч.10 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при исчислении размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Так, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле с применением ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Таким образом, при установлении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период применяются сведения о заработке, которые подтверждены лицевыми счетами, платежными ведомостями и иными первичными бухгалтерскими документами, а также другими документами, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минтруда РФ № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" в связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
Правильно применив нормы материального права в их взаимосвязи, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для подтверждения заработной платы необходимы документы бесспорно и однозначно подтверждающие определенный индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Доводы апелляционной жалобы о применении аналогии закона и возможности рассчитать средний заработок по обычному размеру вознаграждения работника по его квалификации в данной местности; при этом с Комистата были получены сведения о заработной плате по специальности истца "О" за <Дата обезличена> года, а также о среднемесячной заработной плате промышленно-производственного персонала по отрасли "В" по Республике Коми за <Дата обезличена> годы, не могут быть приняты во внимание как основание к отмене решения суда.
В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, аналогия закона применяется, когда отношения прямо не урегулированы законодательством.
В спорной ситуации отношения сторон урегулированы положениями п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" о возможности учета среднемесячного заработока застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Органом пенсионного обеспечения было установлено отношение заработков Мамонтовой И.А. в размере 0,92 с применением иных расчетных периодов.
Представленные в материалы дела истцом сведения из Комистата индивидуальный характер заработка Мамонтовой И.А. не подтверждают, в связи с чем обоснованно не приняты судом во внимание.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамонтовой И.А. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи