№ 12-65/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Усть-Кулом |
14 августа 2015 года |
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Ерчин Ю.Н., при секретаре Решетиной О.Н., рассмотрев жалобу главы сельского поселения «Зимстан» по делу об административном правонарушении,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Куломского района глава сельского поселения «Зимстан» Лодыгин В.Н. привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31. КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В виду несогласия с постановлением глава сельского поселения «Зимстан» Лодыгин В.Н. обратился в районный суд с жалобой, в которой указал, что документы о проведении расследования отсутствуют, акт о лесонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и фотосъемка ему не предоставлялись. Кроме того, не определено являются ли данные земли землями поселения в соответствии с генпланом СП «Зимстан». В СП «Зимстан» городские леса отсутствуют. Виновник данного нарушения не определен. Считает постановление незаконным и просит его отменить, а производство прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В ходе рассмотрения дела глава сельского поселения «Зимстан» Лодыгин В.Н. поддержал доводы жалобы. Так же пояснил, что вывоз ТБО не входит в их компетенцию, на территории сельского поселения они только начали устанавливать контейнеры для сбора бытовых отходов.
Заместитель главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Куломского района Левченко К.А. пояснил, что в принятии решения о привлечении к административной ответственности он руководствовался только тем, что свалка находится в границах сельского поселения «Зимстан». Для размещения отходов возле <адрес> имеется карьер. Вместе с тем загрязняется лес бытовыми отходами и строительным мусором, при этом лица это производящие не установлены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Исходя из материалов дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования лесного фонда лесничим Керчомского участкового лесничества ФИО1. обнаружено лесонарушение, выразившееся в захламлении лесов бытовым и строительным мусором в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Керчомского участкового лесничества, в эксплуатационных лесах, на площади 0,02 га. Зафиксированное нарушение природоохранного законодательства направлено в органы ОМВД для расследования. На вышеуказанном земельном участке, находящемся в 1,5 км. от <адрес>, который подведомственен сельскому поселению «Зимстан» МО МР «Усть-Куломский» обнаружен несанкционированный сброс бытовых отходов на необорудованном для хранения таких отходов в специально отведенном месте.
Частью 2 ст.8.31 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в засорении леса, то есть размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, не допускается загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 11 названного № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей требования, предъявляемые к установлению и изменению границ муниципальных образований, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" /в том числе организация вывоза бытовых отходов и мусора, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 1 января 2015 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми.
Согласно положениям Устава МО СП «Зимстан» к вопросам местного значения муниципального образования относится только организация сбора бытовых отходов и мусора.
В понятие сбор отходов включает в себя – «Прием или поступление отходов от физических лиц или юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;…».
Основанием для привлечения главы сельского поселения «Зимстан» Лодыгина В.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ послужило то, что он являясь высшим должностным лицом поселения наделен Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 9 Устава, куда входит организация сбора бытовых отходов и мусора. Данные полномочия распространяются на всю территорию соответствующего муниципального образования.
С указанными выводами должностного лица административного органа нельзя согласиться, поскольку они не основаны на нормах материального права и противоречат обстоятельствам дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Из приведенных выше положений законодательства и Устава МО СП «Зимстан» следует, что в полномочия главы сельского поселения, как должностного лица, не входят полномочия по организации вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, в его действиях (бездействии) сам факт нахождения в лесу бытовых отходов и строительного мусора даже при наличии их расположения в границах сельского поселения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, без установления иных обстоятельств по делу.
Об осуществлении администрацией сельского поселения «Зимстан» хозяйственной деятельности в области сбора и вывоза отходов производства и потребления в материалах дела доказательств не имеется.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Признавая главу сельского поселения «Зимстан» Лодыгина В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31. КоАП Российской Федерации, административным органом неправильно дана оценка доказательствам, имеющимся в деле, что привело к неправомерному и необоснованному выводу о наличии вины должностного лица в совершении административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным должностного лица - главы сельского поселения «Зимстан» Лодыгина В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить, производство по административному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья - подпись.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин