Дело № 2-1236/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Калгановой С.В.,
при секретаре Левине Е.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Севастополя Белоконной Я.А.
представителя ответчика Департамента образования города Севастополя Отрешко В.Ю.,
представителей ответчика ГБОУ ПО г.Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» Арвеладзе В.Г., Тимошина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Севастополя к Департаменту образования города Севастополя, Государственному бюджетному образовательному учреждению профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» о понуждению к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Севастополя обратился в суд с вышеуказанным иском мотивируя следующим.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум (далее – ГБОУ ПО «СТЭТ») проведена проверка исполнения требований законодательства о среднем профессиональном образовании, антитеррористической защищенности, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение норм закона, земельный участок ГБОУ ПО «СТЭТ» не ограждён.
Отсутствие ограждения по периметру территории образовательного учреждения предоставляет учащимся возможность свободно и беспрепятственно выбегать на проезжую часть прилегающих улиц. Кроме того, отсутствие ограждения предоставляет возможность беспрепятственного доступа на территорию образовательного учреждения третьих лиц, что недопустимо.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, работников учреждения, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Прокурор просит обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» оградить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> ограждением высотой не менее 1,2 м.; обязать Департамент образования <адрес> профинансировать расходы Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования <адрес> «Севастопольский торгово-экономический техникум» по ограждению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ограждением высотой не менее 1,2 м.;
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Севастополя Белоконная Я.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просила исковое заявление удовлетворить.
Представитель ответчика ГБОУ ПО г.Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» Арвеладзе В.Г., Тимошина С.В. исковые требования признали в полном объеме.
Представитель Департамента образования города Севастополя Отрешко В.Ю. возражал против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются, в частности, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 9 указанного закона, при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с п. п. 1, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2.1.15 СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2003 № 2, установлено, что земельный участок учреждения профессионального образования должен иметь ограждение высотой не менее 1,2 м.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении профессионального образования <адрес> «Севастопольский торгово-экономический техникум проведена проверка исполнения требований законодательства о среднем профессиональном образовании, антитеррористической защищенности, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона, земельный участок ГБОУ ПО «СТЭТ» не ограждён.
Постановлением Правительства Севастополя № 173-ПП от 17.03.2015 утверждено положение о Департаменте образования города Севастополя (далее - Положение).
Согласно п. п. 1.1, 1.2., 1.4. Положения, Департамент образования города Севастополя является отраслевым исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя в данной сфере. Департамент является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя в пределах своей компетенции. Департамент подведомствен Правительству Севастополя.
В соответствии с п. 3.7. Положения Департамент выполняет функции учредителя государственных образовательных учреждений города Севастополя.
Пунктами 3.9, 3.15 Положения предусмотрено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Севастополя, главного администратора доходов бюджета города Севастополя. Департамент осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, определенной законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами города Севастополя.
Отсутствие ограждения по периметру территории образовательного учреждения предоставляет учащимся возможность свободно и беспрепятственно выбегать на проезжую часть прилегающих улиц. Кроме того, отсутствие ограждения предоставляет возможность беспрепятственного доступа на территорию образовательного учреждения третьих лиц, что недопустимо.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, работников учреждения, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности,
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2011 года № МК-70/15 «О мерах по предупреждению террористических актов и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций» указано на незамедлительное принятие мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Учредителем ГБОУ профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» является город Севастополь, функции и полномочия Учредителя осуществляет Департамент образования города Севастополя
Согласно п. п. 1.1, 1.2., 1.4. Положения о Департаменте образования города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 173-ПП от 17.03.2015, Департамент образования города Севастополя является отраслевым исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя в данной сфере. Департамент является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя в пределах своей компетенции. Департамент подведомствен Правительству Севастополя.
В соответствии с п. 3.7. Положения Департамент выполняет функции учредителя государственных образовательных учреждений города Севастополя.
Пунктами 3.9, 3.15 Положения предусмотрено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Севастополя, главного администратора доходов бюджета города Севастополя. Департамент осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, определенной законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами города Севастополя.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что обязанность по ограждению земельного участка лежит на образовательном учреждении в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на администрацию техникума, суд находит целесообразным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и понуждении ответственных лиц к финансированию мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о среднем профессиональном образовании, антитеррористической защищенности, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ, прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, и п. 8 ч. 1 ст. 333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Поэтому с ответчика ГБОУ профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» подлежит взысканию госпошлина в бюджет Ленинского района города Севастополя. При этом, по ходатайству ответчика, исходя из его имущественного положения, и на основании ч. 2 ст. 333-20 Налогового кодекса РФ, суд, считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины до 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Ленинского района города Севастополя - удовлетворить.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования <адрес> «Севастопольский торгово-экономический техникум» по ограждению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ограждением не менее 1,2 метра.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» на выделенные денежные средства оградить земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, ул.Кожанова, 2 ограждением не менее 1,2 метра
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования города Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 12 мая 2017 года.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова