Дело -----
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
дата года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Савельева В.В.,
рассмотрев жалобу исполнительного директора ООО «------» Ивановой Дарии Алексеевны на постановление по делу об административном правонарушении ----- от дата о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике Егорова В.Г. ----- от дата должностное лицо – исполнительного директора ООО «------» Иванова Д.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере ----- руб.
Не согласившись с данным постановлением, исполнительный директор ООО «------» Иванова Д.А. подала на него жалобу, в которой просит отменить постановление, а производство по делу прекратить, указав, что ООО «------» представил в Управление Роспотребнадзора документы и сведения подтверждающие очистку и дезинфекцию контейнеров. На предприятии сбор мусора пищевых отходов осуществляется в раздельные контейнеры с повреждением их чистки и дезинфекции после освобождения от отходов производства и потребления с применением средств НИКА КМ разрешенным органами и учреждениями госсанэпидемслужбы в установленном порядке; мусоросборники очищаются при заполнении не более ----- их объема, после этого подвергается очистке и дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидемслужбы в установленном порядке. При сборе отходов (твердые отходы, мусор) используются другой специальный закрытый контейнер, расположенный в отдельном помещении и вывозиться АО «------» в день вывоза пищевых отходов. Удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории ООО «------» не приводят к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека. Предприятие предусмотрело работы по содержанию в чистоте и обеззараживанию контейнеров для отходов. В материалах дела отсутствует какая-либо информация о разрушении озонового слоя вследствие бездействия должностного лица (как указывает Управление Роспотребнадзора по ЧР). Ссылаясь на ст.ст.2.9, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения, либо заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Заявитель исполнительный директор ООО «------» Иванова Д.А. извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, обеспечила явку представителя Иванова Д.А., который в судебном заседании поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней, вновь привел их суду, просил удовлетворить ее.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Рыскова О.А. просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление вынесено законно, просила оставить его без изменения.
Выслушав представителя заявителя, представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Указанные требования прописаны Федеральными законами от дата № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от дата № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от дата № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
На основании ч.3 ст.39 Федерального закона от дата № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст.ст.11, 22 того же Федерального закона от дата № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 2.7 санитарных правил СП 2.дата-01 установлено, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой (п.10.4 СП 2.дата-01).
По результатам внеплановой выездной проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а также соблюдение требований технических регламентов, государственный надзор за соблюдение требований которых возложен на Роспотребназор, в отношении исполнительного директора ООО «------» Ивановой Дарии Алексеевны установлено, что на ----- часов ----- минут «дата. в ходе анализа представленных документов по запросу от датаг. ----- установлено следующее: предприятие общественного питания ООО «Старый город» расположен и функционирует в отдельном стоящем здании по адресу: г. Чебоксары, бульвар адрес, адрес на арендованных площадях в соответствии с договором аренды от дата с индивидуальным предпринимателем ФИО6, общая арендуемая площадь составляет ----- м2.
Вывоз и захоронение отходов производства и потребления в результате оказания услуг общественного питания ООО «------» на предприятии общественного питания по вышеуказанному адресу осуществляется акционерным обществом «------» (далее - АО «------ ------») по договору ----- от датаг. с учетом дополнительных соглашений к данному договору от датаг. и датаг. (далее - договор ----- от дата.).
Согласно пункту п.6.2 договора ----- от дата. «в случае, если за ----- дней, до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону в письменной форме о своем намерении прекратить договорные отношение или изменить условия договора, настоящий договор будет считаться пролонгированным на следующий год. Срок действия настоящего договора может продлеваться на очередной календарный год неограниченное число раз». Учитывая изложенное, вывоз и захоронение отходов производства и потребления в результате деятельности ООО «------» на предприятии общественного питания (адрес) по настоящее время осуществляет АО «Специализированное автохозяйство».
Сбор и временное хранение отходов производства и потребления в результате оказания ООО «------» услуг общественного питания на предприятии общественного питания (адрес) до их вывоза осуществляется в ----- евроконтейнер (именуемое в дальнейшем по договору «оборудование») на основании договора безвозмездного совместного пользования оборудования от датаг. с обществом с ограниченной ответственностью «Александр» (далее - договор № б/н от датаг.). Срок безвозмездного пользования контейнера, расположенного по адресу: г. Чебоксары, адрес, составляет ----- лет с момента подписания договор № б/н от датаг. Данный договор является действующем по настоящее время (документы о его расторжении не представлены).
Юридическим лицом представлены счеты фактуры и акты, свидетельствующие о транспортировании отходов производства и потребления за период дата - дата.: акты ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., акт ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг., ----- от датаг.
Контейнер после очищение (освобождения) от отходов производства и потребления в результате оказания ООО «------» услуг общественного питания на предприятии общественного питания (адрес) не подвергается очистке и дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке (документы и сведения, подтверждающие очистку и дезинфекцию контейнера не представлены).
Иные документы, подтверждающие организацию сбор, размещения и вывоза мусора, твердых бытовых и пищевых отходов, в результате деятельности предприятия общественного питания по вышеуказанному адресу, не представлены.
Из вышеизложенного следует, что, сбор мусора и пищевых отходов в результате деятельности ООО «------» на предприятии общественного питания (адрес) осуществляется в 1 контейнер, который после очистки (освобождения) от отходов производства и потребления не подвергается очистке и дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, вопреки утверждению заявителя представленные им документы не содержат сведений, что сбор мусора осуществляется в 2 контейнера в соответствии с требованием. При этом второй контейнер, как следует из пояснения представителя ООО «------» и представленных фотоматериалов по существу является корзиной для мусора (бумаг бухгалтерии) и установлен вне контейнерной площадки.
Таким образом, ООО «------» допускается нарушение санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
По данному факту дата в отношении должностного лица – исполнительного директора ООО «------» Ивановой Дарии Алексеевны был составлен протокол об административном правонарушении ----- по ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден фотоматериалом, и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, должностном лицом установлены верно, представленные доказательства надлежащим образом оценены должностным лицом при принятии оспариваемого постановления с соблюдением правил, установленных ст.26.11 КоАП РФ
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что должностное лицо приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено, должностным лицом Управления Роспотребнадзора Чувашии не установлено.
Таким образом, в постановлении ----- от дата должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица – исполнительного директора ООО «------» Ивановой Дарии Алексеевны и ее действия правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В целом такой процесс как разделение отходов и выборочный сбор отходов представляет собой действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избежания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет использовать отходы вторично после обработки, что направлено на экономию средств и помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
Таким образом, смысл нормы ст. 8.2 КоАП РФ направлен на то, чтобы сориентировать граждан и юридические лица на достижение указанных целей обращении с отходами производства и потребления. При этом понятие раздельности подразумевает в свете указанных разъяснений раздельные контейнеры для отходов разного типа. То есть, в данной части доводы заявителя являются необоснованными. Причем данная норма распространяется не только на предприятия торговли, но на любых лиц, она не предусматривает каких-либо ограничений по субъектному составу.
Суд критически относится к представленным документам, о том, что ООО «------» привлекло к дезинфекции уборщицу, о чем представлены копия приказа о проведении дезинфекции контейнера для пищевых отходов ----- от дата, копии товарных чеков о приобретении средств для чистки и дезинфекции контейнеров на ----- листах, поскольку по действующему законодательству проводить дезинфекцию контейнеров для пищевых отходов должны осуществлять специализированные организации, имеющие для этого соответствующую разрешительную документацию.
Довод представителя лица, привлекаемого к ответственности о малозначительности правонарушения, также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Исходя из содержания статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, который рассматривает дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Принимая во внимание представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер допущенных должностным лицом нарушений требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ судья не находит.
Добровольное исполнение предписания также не дает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями ст.4.1.1 КоАП РФ судья не усматривает, в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
Наказание Ивановой Д.А. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о ее личности, характера совершенного им правонарушения. Кроме того, необходимо отметить, что наказание (штраф в размере ----- рублей) назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.
Жалоба не содержит иных доводов, а также доводов влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления.
Процессуальных нарушений, влекущих изменение или отмену постановления, административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике Егорова В.Г. ----- от дата, которым должностное лицо – исполнительный директор ООО «------» Иванова Дария Алексеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ----- руб. ----- коп., - оставить без изменения, а жалобу исполнительного директора ООО «------» Ивановой Д.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено дата г.
Судья В.В. Савельева