Решение по делу № 33-10806/2024 от 09.07.2024

    Судья ФИО3

    Дело [номер]

    УИД 52RS0[номер]-70

    ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Дело [номер]

     Нижний Новгород                 13 августа 2024 г.

      Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:

      председательствующего судьи ФИО8 Н.А.,

      судей ФИО7, ФИО9 Е.И.,

          при секретаре судебного заседания ФИО6,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации [адрес] ФИО2 [адрес]

      на решение Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата]

по иску ФИО1 к администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] о предоставлении    жилого помещения по договору найма,

    заслушав доклад судьи ФИО7,

    у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте [адрес] ФИО2 [адрес], по нормам предоставления не менее 30 кв.м.

В обоснование иска сослалась на следующие обстоятельства.

Она относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории [адрес] ФИО2 [адрес].

В 2023 году она написала заявление в администрацию г. о. [адрес] ФИО2 [адрес] об изменении муниципального образования, на территории которого предпочтительно предоставление жилого помещения, на г. о. [адрес] ФИО2 [адрес], т.к. [дата] она окончила обучение в ГБПОУ «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства» и осталась проживать в [адрес] ФИО2 [адрес].

На основании постановления администрации г.о.[адрес] от [дата] [номер] истец была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].

Однако до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена. При устном обращении в администрацию г. о. [адрес] в конце 2023 года ей сообщено, что она находится в списке под номером 60.

[дата] истец направила в администрацию г. о. [адрес] ФИО2 [адрес] заявление, в котором просила предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Ответом от [дата] ответчик сообщил, что сумма денежных средств на приобретение жилых помещений регулируется и распределяется между муниципальными образованиями министерством социальной политики ФИО2 [адрес] и обеспечение истца жилым помещением будет осуществляться при поступлении средств из областного бюджета с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем.

В связи с этим она обращается в суд.

    Решением Арзамасского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] постановлено:

«исковые требования ФИО1, паспорт [номер], к администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес], ИНН [номер], о предоставлении жилого помещения по договору найма удовлетворить.

Возложить на администрацию городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 30 кв. м.».

В апелляционной жалобе представителя администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном толковании и применении норм материального права. В обоснование указано, что суд не принял во внимание, что исполнение требований законодательства по данному делу возможно только за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, однако субвенции в бюджете на 2024-2025 годы на приобретение жилых помещений для детей-сирот не предусмотрены, в реестре имущества муниципальной собственности жилых помещений, соответствующих требованиям, не имеется.

Представителем Министерства строительства ФИО2 [адрес], истцом ФИО1 принесены возражения по доводам апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 [дата] года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].

Постановлением администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] истец исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].

Постановлением администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес] ФИО2 [адрес].

[дата] ФИО1 исполнилось 18 лет.

До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    С данным выводом суд первой инстанции соглашается.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от [дата] №159-ФЗ                        «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона ФИО2 [адрес] «О жилищной политике в ФИО2 [адрес]».

Кроме того, согласно пункту 3.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер], специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.

В случае, если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.

    Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

    Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

    Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

    Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.

    Основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.

    Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

        решение Арзамасского районного суда ФИО2 [адрес] от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].

33-10806/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевлягина Татьяна Алексеевна
Ответчики
Администрация городского округа города Арзамас Нижегородской области
Другие
Министерство строительства Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Кувшинова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
16.07.2024Передача дела судье
13.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024Передано в экспедицию
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее