КОПИЯ
2а-1880/2021
86RS0002-01-2021-002589-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
судьи Хасановой И.Р.,
при секретаре Ломовой Д.И.,
при участии помощника прокурора ФИО ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по г. Нижневартовску к ФИО 2 об установлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по г. Нижневартовску обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО 2 об установлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, мотивируя требования тем, что приговором Нижневартовского городского суда от 04.09.2008 года ФИО 2 был осужден по ч. 3 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно ему было назначено наказание в виде 7-и лет лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. 18.07.2013 года на основании постановления Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 08.07.2013 года ФИО 2 был освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 5 месяцев 6 дней. Срок условно-досрочного освобождения истек, однако судимость до настоящего времени не снята и не погашена. ФИО 2 отбывал наказание за особо тяжкое преступление. После отбытия наказания ФИО 2 на путь исправления не встал и в течение года совершил 3 административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, за что 01.08.2020 года, 23.11.2020 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 и ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – потребление алкогольной продукции в запрещенных местах и мелкое хулиганство.
Административный истец просит установить ФИО 2 административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 18.07.2021 года, одновременно установив ему следующие ограничения: запретить посещение развлекательных заведений (рестораны, кафе, бары, дискотеки, ночные клубы и пр.) в период с 20-00 часов до 06-00 часов; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 22:00 до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с работой; не выезжать за пределы населенного пункта по избранному месту жительства без уведомления ОВД, за исключением случаев, связанных с работой; являться 4 (четыре) раза в месяц для регистрации в ОВД по месту жительства, в установленные дни.
Представитель административного истца по доверенности ФИО 1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что на административных исковых требованиях настаивает.
Административный ответчик ФИО 2 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил.
Исходя из положений частей 1, 3, 4 и 5 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о дате и времени рассмотрения дела об административном надзоре извещается лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление, а также представитель органа внутренних дел, обратившегося в суд, и прокурор.
При наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 16.05.2017 года № 15).
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной (ч. 4 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец, административный ответчик об отложении дела не просили и доказательства уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела.
Учитывая надлежащее извещение, а так же, что суд не признал явку сторон обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административным надзором является осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения вышеуказанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, административный надзор устанавливается судом при условии, если эти лица совершают в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 данного Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение особо тяжкого преступления устанавливается на срок от одного до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
На основании п. 2 ч. 1 и ч. 5 ст. 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением (ч. 2 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора и (или) о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что приговором Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 04.09.2008 года ФИО 2 был осужден по ч. 3 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно к 7-и годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации указанное преступление относится к категории особо тяжких.
18.07.2013 года на основании постановления Сургутского районного суда ХМАО-Югры от <дата> ФИО 2 был освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 5 месяцев 6 дней.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент осуждения и принятия решения об условно-досрочном освобождении, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от наказания.
Аналогичная позиция содержится в п. 3 Постановления Верховного суда СССР от 18.03.1970 года № 4 «Об исчислении срока погашения судимости», согласно которому срок погашения судимости надлежит исчислять с момента фактического освобождения от отбывания наказания.
По смыслу закона моментом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, с которого исчисляется срок погашения судимости, является день освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом, окончание срока судимости приходится на число, предшествующее дню освобождения из исправительного учреждения (эта же правовая позиция содержится в Определении Верховного суда РФ от 13.12.2018 года № 36-УД18-6, Кассационном определении третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 года по делу № 77-1426/2020).
Учитывая, что ФИО 2 фактически был освобожден от наказания 18.07.2013 года, последним днем восьмилетнего срока погашения судимости является 17.07.2021 года включительно.
Таким образом, судимость ФИО 2 по приговору Нижневартовского городского суда ХМАО – Югры от 04.09.2008 года не снята и не погашена до настоящего времени.
В судебном заседании также установлено, что постановлениями по делам об административном правонарушении от 01.08.2020 года, 24.11.2020 года ФИО 2 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 и ч. 1 ст. 20.1, по ч. 1 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, и ему назначены наказания.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.
Согласно отметкам на указанных постановлениях, они вступили в законную силу, административным ответчиком не оспаривались.
При этом, как следует из характеристики УУП отдела полиции №2 УМВД России по г. Нижневартовску, ФИО 2 по месту жительства характеризуется посредственно, склонен к совершению преступлений и административных правонарушений.
На основании изложенного, суд пришёл к убеждению, что у суда имеются законные основания для установления в отношении ФИО 2 административного надзора, поскольку подтверждено доказательствами совершение административным ответчиком в течение одного года трех административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Исходя из неудовлетворительной характеристики на ФИО 2 по месту жительства, количества и обстоятельств совершённых правонарушений, суд считает обоснованным и справедливым установление срока административного надзора на срок до погашения судимости, то есть по 17.07.2021 года включительно.
Часть 1 статьи 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
Разрешая вопрос об административных ограничениях, суд учитывает как обстоятельства ранее совершённого преступления, так и сведения о поведении и образе жизни ФИО 2 после освобождения из мест лишения свободы, совершение трех административных правонарушений. При таких обстоятельствах, учитывая, что в целях защиты государственных и общественных интересов их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, суд находит необходимым в целях предупреждения совершения ФИО 2 новых правонарушений установить ему административные ограничения в виде запрета на выезд за пределы населенного пункта по избранному месту жительства без уведомления ОВД, за исключением случаев, связанных с работой; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 22:00 до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с работой; а также установить обязанность являться 2 (два) раза в месяц для регистрации в ОВД по месту жительства, в установленные дни. Для надлежащего осуществления контроля суд считает достаточным установить явку два раза в месяц.
Суд полагает, что установленные ограничения чрезмерными не являются, и находит указанные меры административного надзора необходимыми и соразмерными, они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения ФИО 2 преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно разъяснениям, изложенными в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Верховного суда РФ, суд не находит оснований для установления ФИО 2 запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрета на посещение развлекательных заведений (рестораны, кафе, бары, дискотеки, ночные клубы и пр.) в период с 20-00 часов до 06-00 часов; поскольку подобные ограничения являются несоразмерными и не разумными, ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании административным истцом никак не обосновано установление таких административных ограничений. Отсутствуют в деле и доказательства, объективно подтверждающие наличие необходимости установления поднадзорному лицу таких ограничений.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление УМВД России по г. Нижневартовску к ФИО 2 об установлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, удовлетворить частично.
Установить ФИО 2 , <дата> года рождения, уроженцу г. Нижневартовск Тюменской области, административный надзор сроком по 17 июля 2021 года включительно.
При административном надзоре установить поднадзорному следующие административные ограничения:
1) запретить выезд за пределы населенного пункта по избранному месту жительства без уведомления ОВД по месту жительства, за исключением случаев, связанных с работой;
2) запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 22:00 до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с работой;
3) обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные дни.
В остальной части административных исковых требований УМВД России по г. Нижневартовску, отказать.
Срок административного надзора исчисляется со дня вступления в законную силу настоящего решения суда об установлении административного надзора.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия судом решения, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Судья подпись И.Р. Хасанова