КОПИЯ
Дело №2-1873/2024
24RS0056-01-2023-008639-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Споткай Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Центрального района в г. Красноярске от имени администрации г. Красноярска в интересах муниципального образования г. Красноярск о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Центрального района в г. Красноярске обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – наружные сети водоснабжения ул. 11-я Продольная, 40-48, кадастровый номер 24:50:0000000:348946. Требования мотивированы тем, что указанный объект не состоит в реестре Федеральной собственности, собственности субъекта федерации. Объект в установленном порядке принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (запись о принятии на учет объекта внесена 26.07.2023). С момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены. Поскольку рассматриваемый объект расположен в границах муниципального образования - город Красноярск, собственник объекта неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок, истек. Таким образом, у муниципального образования город Красноярск возникло право приобретения в муниципальную собственность недвижимого имущества – сети водоснабжения.
В судебное заседание заявитель своего представителя не направил, извещен своевременно, надлежащим образом, в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю Шмидт Е.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила пояснения на заявление, в котором пояснила, о том, что согласно данным ЕГРН сооружение поставлено на учет как бесхозяйное недвижимое имущество 26.07.2023 на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Представители заинтересованных лиц Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Агентство по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в суд не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, представители заявителя, заинтересованных лиц, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участника процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 части 1 статьи 6, пункта 4.3 части 1 статьи 7 Устава Коломенского городского округа Московской области в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах городского округа по организации водоснабжения и водоотведения.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (с пунктом 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 255 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок) утвержден приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ (пункт 13 Порядка).
Объект недвижимого имущества находится на учете в качестве бесхозяйного до наступления одного из следующих событий:
государственной регистрации права собственности физических и юридических лиц, за исключением лиц, обязанных эксплуатировать линейные объекты, на данный объект (либо государственной регистрации права собственности на помещение, машино-место в здании (строении), сооружении в случае, когда в качестве бесхозяйного на учет принято здание (строение) или сооружение) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 218-ФЗ;
государственной регистрации права собственности лиц, обязанных эксплуатировать линейные объекты, или права муниципальной (государственной) собственности (либо государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на помещение, машино-место в здании (строении), сооружении в случае, когда в качестве бесхозяйного на учет принято здание (строение) или сооружение) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 218-ФЗ;
принятия вновь объекта недвижимого имущества ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;
государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости;
вступления в силу решения суда об отказе в признании права собственности на объект недвижимости (пункт 18 Порядка).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
Как установлено судом, на территории г. Красноярска, имеется объект – наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу ул. 11-я Продольная, 40-48, кадастровый номер 24:50:0000000:348946.
Сведения об объекте включены в Единый государственный реестр недвижимости 26.07.2023.
Указанный объект не числится в реестре федерального, краевого и муниципального имущества указанное имущество, что подтверждается сведениями Департаменты муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, от 09.11.2023, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18.01.2023, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва от 13.01.2023.
Изложенное свидетельствует, о том, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи не известен.
В связи с возникновением объективной необходимости включения в муниципальную собственность объекта, в целях обеспечения надлежащего обслуживания указанного объекта муниципальному образованию город Красноярск необходимо иметь правоустанавливающие документы на данный объект. Муниципальное образование город Красноярск добросовестно, открыто и непрерывно владеет данным объектом, собственник данного объекта неизвестен.
Поскольку данный объект является бесхозяйным, с учетом указанных выше норм права, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст. 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Администрации Центрального района в г. Красноярске (ИНН 2466000962) удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйную вещь - наружные сети водоснабжения, расположенные по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 11-я Продольная, 40-48, кадастровый номер 24:50:0000000:348946.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2024 г.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова