Решение по делу № 8а-7246/2020 [88а-7689/2020] от 08.09.2020

Дело № 2а-250/2020

№ 88а-7689/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                 14 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Тымченко А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и муниципальному унитарному предприятию «Калинка» о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и муниципальному унитарному предприятию «Калинка» (далее – МУП «Калинка») о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой в 2019 году проведена проверка МУП «Калинка», осуществляющего, в том числе, деятельность по водоотведению на территории Сергеевского, Галкинского сельских поселений Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В ходе проверки установлено, что деятельность предприятия по водоотведению организована не надлежащим образом, поскольку сброс сточных вод в селе Калинка (Сергеевское сельское поселение) осуществляется на рельеф местности в районе улице Садовой, дома № 29, в селе Галкино на рельеф местности в районе улицы Партизанской, дома № 13 «Б». Сточные воды сбрасываются без очистки ввиду отсутствия очистных сооружений. Неочищенные сточные воды, сбрасываемые с рельефа местности в селе Калинка стекают в реку Сита, в селе Сергеевка в реку Черная, в селе Галкино в ручей Черный. Правоустанавливающие документы (решение) на пользование указанными водными объектами, нормативы допустимого возведения на них у предприятия отсутствуют, поскольку не имеется очистных сооружений. Сброс сточных вод из систем водоотведения на территории указанных сельских поселений осуществляется на рельеф местности, далее в водный объект без надлежащей очистки, что представляет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан. Администрацией района мер по исполнению представленных законом полномочий по организации водоотведения не принимается, что приводит к невозможности исполнения гарантирующей организацией МУП «Калинка» требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении сброса сточных вод. Также проверкой установлено нарушение МУП «Калинка» законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов при осуществлении деятельности по водоотведению. В соответствии со статьёй 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ) при строительстве объектов капитального строительства и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. МУП «Калинка» согласований с Росрыболовством не проводило. Просил суд возложить на администрацию района обязанность организовать надлежащее водоотведение в Сергеевском, Галкинских сельских поселениях Хабаровского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс неочищенных сточных вод без очистки до нормативного состояния, возложить на МУП «Калинка» обязанность оформить в установленном порядке разрешительную документацию на пользование водными объектами реки Сита, река Черная и ручей Черный, разработать и утвердить нормативы допустимого воздействия на указанные водные объекты, согласовать свою хозяйственную деятельность по водоотведению с управлением Росрыболовства в установленном законом порядке после выполнения администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края мероприятий по надлежащей организации водоотведения на территории Сергеевского, Галкинского сельских поселений Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено.

На администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение в Сергеевском и Галкинском сельских поселениях Хабаровского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния. На МУП «Калинка» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента исполнения данного решения суда администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: оформить в установленном порядке разрешительную документацию на пользование водными объектами реки Сита, реки Черная и ручей Черный, разработать и утвердить нормативы допустимого воздействия на указанные водные объекты, согласовать хозяйственную деятельность предприятия по водоотведению с управлением Росрыболовска в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края 8 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Хабаровский районный суд Хабаровского края 26 августа 2020 года, ставится вопрос об изменении указанных выше судебных актов в части срока исполнения обязанности организовать надлежащее водоотведение в Галкинском и Сергеевском сельских поселениях и принять новый судебный акт по делу, установив срок для исполнения до 31 декабря 2023 года.

Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), в части сброса загрязнённых сточных вод в водные объекты в деятельности МУП «Калинка», в ходе которой установлено, что деятельность предприятия по водоотведению на территории Сергеевского и Галкинского сельских поселений Хабаровского муниципального района Хабаровского края организована ненадлежащим образом, поскольку сброс сточных вод в селе Калинка (Сергеевское сельское поселение) осуществляется на рельеф местности в районе улицы Садовой, дома № 29 в селе Галкино на рельеф местности в районе улицы Партизанской, дома № 3 «Б». Сточные воды сбрасываются без очистки ввиду отсутствия очистных сооружений. Неочищенные сточные воды, сбрасываемые в селе Калинка с рельефа местности, стекают в реку Сита, в селе Сергеевка в реку Черная, в селе Галкино в ручей Черный. Правоустанавливающие документы (решение) на пользование указанными водными объектами, нормативы допустимого воздействия на них у предприятия отсутствуют, поскольку не имеется очистных сооружений.

На территории Галкинского и Сергеевского сельских поселений Хабаровского муниципального района в нарушение положений действующего законодательства администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края в настоящее время не исполнена обязанность по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния, при этом, отсутствуют очистные сооружения и насосная станция, которые необходимы для получения МУП «Калинка» разрешения на пользование водным объектом.

Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Хабаровский районный суд Хабаровского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, ссылаясь на статьи 11 и 22 ВК РФ, статью 4 Федерального Закона от 10 января 2020 года № 7 «Об охране окружающей среды», пришёл к обоснованному выводу о необходимости возложить на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение в Сергеевском и Галкинском сельских поселениях Хабаровского муниципального района Хабаровского края, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния. На МУП «Калинка» возложить обязанность в течение шести месяцев с момента исполнения данного решения суда администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края оформить в установленном порядке разрешительную документацию на пользование водными объектами река Сита, река Черная и ручей Черный, разработать и утвердить нормативы допустимого воздействия на указанные водные объекты, поскольку непринятие указанных мер нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Кроме того, на МУП «Калинка» возложить обязанность согласовать хозяйственную деятельность предприятия по водоотведению с управлением Росрыболовства в установленном законом порядке, поскольку предприятие осуществляет использование водных объектов и оказывает воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, следовательно, такая деятельность должна быть согласована с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий судья

Судьи

8а-7246/2020 [88а-7689/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Хабаровского муниципального района
МУП "Калинка"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
14.10.2020Судебное заседание
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее