Решение от 04.02.2022 по делу № 2а-16/2022 (2а-297/2021;) от 22.12.2021

дело № 2а-16/2022

УИД 44RS0015-01-2021-000612-37

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 февраля 2022 года с. Боговарово

Вохомский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Герасимова А.Л.,

при секретаре Шемякиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее – УФНС России по Костромской области) Шуляк Н.С., действующей по доверенности от 11.01.2021г, к административному ответчику Новоселов А.А. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам в размере 105 160,73 руб.

у с т а н о в и л:

административный истец УФНС России по Костромской области в лице заместителя руководителя УФНС России по Костромской области Шуляк Н.С. обратился в суд с административным исковым требованием к административному ответчику Новоселов А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017г в размере 79 299,00 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 - 2019гг.

В обосновании своих административных исковых требований указал, что в УФНС России по Костромской области на налоговом учете в качестве физического лица, по месту жительства состоит Новоселов А.А., 01.08.1987г рождения, ИНН .

Административный ответчик состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 27.06.2011г по 09.11.2020г.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов. Ответчику начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплаты страховой пенсии за периоды: 2017г начислено 23 400,00 руб., срок уплаты 09.01.2018г; 2018г начислено 26 545,00 руб., срок уплаты 09.01.2019г; 2018г начислено 29 354,00, срок уплаты 31.12.2019г. На дату иска недоимка составляет 79 299,00 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС: 2016г    начислено 3796,85, срок уплаты 31.12.2016г; 2017г начислено 3652,26 руб., срок уплаты 09.01.2018г; 2018г начислено 5840,00 руб., срок уплаты 09.01.2019г; 2019г начислено 6884,00, срок уплаты 31.12.2019г. На дату иска недоимка составляет: за периоды до 01.01.2017г - 3796,85 руб.; за периоды с 01.01.2017г -17 314,00 руб.

На имеющую недоимку ответчику начислены пени: по страховым взносам на ОПС за периоды с 01.01.2017г - 2340,47 руб., остаток которых на дату иска составляет 2057,86 руб. По страховым взносам на ОМС за периоды до 01.01.2017г - 2305,95 руб. По страховым взносам на ОМС за периоды с 01.01.2017г - 520,05 руб., остаток которых на дату иска составляет 387,07 руб.

Административному ответчику направлены требования об уплате от 28.07.2017г (срок исполнения до 28.08.2017г), от 14.11.2017г (срок исполнения до 28.12.2017г), от 19.01.2018г (срок исполнения до 05.03.2018г), от 06.03.2018г (срок исполнения до 19.04.2018г), от 22.01.2019г (срок исполнения до 05.03.2019г), от 13.01.2020г (срок исполнения до 30.01.2020г).

Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства, определением мирового судьи судебного участка № 34 Вохомского судебного района Костромской области от 06.10.2021г в выдаче судебного приказа было отказано.

Предусмотренный законом срок для взыскания задолженности пропущен налоговым органом в результате сбоя компьютерной программы, в связи с этим инспекция просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам, недоимку и пени. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока просит суд задолженность признать безнадежной к взысканию (недоимка и все начисленные на нее пени).

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Новоселов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не направлял.

При принятии решения суд учитывает, что согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что реализация права, лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в судебных заседаниях, осуществляется по собственному усмотрению данными лицами своей волей и в своем интересе, суд расценивает действия административного истца и административного ответчика как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка сторон обязательной не признавалась и при указанных выше обстоятельствах, с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Из материалов дела установлено, что Новоселов А.А. с 27.06.2011г по 09.11.2020г был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате налогов, сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговым органом в отношении Новоселов А.А. выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей):

- по состоянию на 28.07.2017г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) недоимка в размере 23 153,33 руб., пени в размере 24 856,95 руб., общая задолженность составляет 466 207,30 руб., со сроком исполнения до 28.08.2017г;

- по состоянию на 14.11.2017г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) пени в размере 11 847,98 руб., общая задолженность составляет 374 640,30 руб., со сроком исполнения до 28.12.2017г;

- по состоянию на 19.01.2018г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) недоимка в размере 27 990,00 руб., пени в размере 499,09 руб., общая задолженность составляет 512 710,28 руб., со сроком исполнения до 05.03.2018г.;

- по состоянию на 06.03.2018г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) пени в размере 10 876,68 руб., общая задолженность составляет 517 021,05 руб., со сроком исполнения до 19.04.2018г.;

- по состоянию на 22.01.2019г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) недоимка в размере 32 385,00 руб., пени в размере 2915,85 руб., общая задолженность составляет 152 557,58 руб., со сроком исполнения до 05.03.2019г.;

- по состоянию на 13.01.2020г об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) недоимка в размере 36 238,00 руб., пени в размере 90,59 руб., общая задолженность составляет 146 866,35 руб., со сроком исполнения до 30.01.2020г.

Требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Новоселов А.А. с 09.11.2020г утратил статус индивидуального предпринимателя, данное обстоятельство в силу ст. 44 НК РФ не влечет прекращение обязанности по уплате налогов и сборов. Налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов не исполнена.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии со ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок также может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступать.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (норма приведена в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных публичных правоотношений) установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, в соответствии с положениями абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ сроки для взыскания в судебном порядке указанной задолженности, включающей недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 2017 года, истекли.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Впервые в суд с заявлением о выдаче судебного приказа УФНС России по Костромской области обратилось только в октябре 2021 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 34 Вохомского судебного района Костромской области от 06.10.2021г налоговому органу отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Новоселов А.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, в связи с пропуском предусмотренного законом шестимесячного срока для его подачи.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях указывал, что положения ст. 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018г № 611-О и от 17.07.2018г № 1695-О).

Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

В качестве уважительности причин пропуска срока налоговый орган указывает на нестабильность работы технических программ и серверов.

Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.

Суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления процессуального срока для обращения в суд налоговым органом.

Суд исходит из того, что срок на обращение в суд с данным административным иском был пропущен налоговым органом еще на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.02.2007г № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015г № 422-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, положениями п.п. 1, 2 и абз. 1 п. 3 ст. 75 НК РФ” указано, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.

Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных п. п. 4 п. 1 настоящей статьи принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании входит в компетенцию налогового органа по месту учета налогоплательщика.

Вышеуказанная сумма задолженности подлежит признанию налоговым органом безнадежной ко взысканию и списанию в порядке, установленном порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безденежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, согласно Приказа ФНС России от 02.04.2019г № ММВ-7-8/164@.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения в суд.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

2а-16/2022 (2а-297/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области
Ответчики
Новоселов Андрей Анатольевич
Суд
Вохомский районный суд Костромской области
Судья
Герасимов Александр Леонидович
Дело на сайте суда
vohomsky.kst.sudrf.ru
22.12.2021Регистрация административного искового заявления
22.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее