Решение по делу № 2-1352/2020 от 25.06.2020

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2020 года

Дело № 2-1352/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

15 декабря 2020 года

гражданское дело по иску Смирнова Юрия Александровича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконным постановления, снятии земельного участка с кадастрового учета, продлении срока действия постановления,

у с т а н о в и л:

Истец Смирнов Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области, просил (л.д. 2-4, 140):

1. Снять земельный участок с кадастрового учета.

2. Признать не законным и отменить постановление Администрации Ярославского муниципального района от 26.05.2020 г. № 909.

3. Продлить срок действия постановления Администрации Ярославского муниципального района № 1668 от 26.07.2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1097 кв.м из земель населенных пунктов в границах территориальной зоны Ж 3 «Усадебная застройка» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» с описанием местоположения: <адрес> на 3 месяца с момента вступления в силу судебного решения.

В обоснование требований истец ссылается на то, что 26.07.2018 г. постановлением Администрации Ярославского муниципального района № 1668 Истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1097 кв.м из земель населенных пунктов в границах территориальной зоны Ж 3 «Усадебная застройка» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» с описанием местоположения: <адрес>».

Пунктом 2 указанного постановления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала. Пунктом 6 срок действия Постановления установлен 2 года.

При выполнении кадастровых работ по установлению границ указанного земельного участка для целей его дальнейшей постановки на кадастровый учет было выявлено, что формируемый в соответствии со схемой расположения земельного участка, прилагаемой к указанному постановлению, земельный участок имеет наложение на поставленный на кадастровый учет земельный участок КН , в связи с чем по информационному письму кадастрового инженера Ивановой О.Н. до снятия земельного участка с учета, проведение кадастровых работ не представляется возможным.

Истец Смирнов Ю.А. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель истца по доверенности Демьянчук А.Б. (л.д. 48) требования поддержал в объеме заявленных.

Представитель ответчика Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Потапова И.В. (л.д. 75) просила отказать в удовлетворении требований истца. Пояснила, что предварительное согласование предоставления истцу земельного участка осуществлено с нарушением требований земельного законодательство, в связи с чем постановление о предварительном согласовании было отменено главой Ярославского муниципального района. Указанное постановление принято должностным лицом в рамках своих полномочий.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

В представленном суду отзыве представитель Управления Росреестра по Ярославской области Ремизова А.Л. просила отказать истцу в удовлетворении иска в отношении Управления в полном объеме, ссылаясь на то, что Управление не является надлежащим ответчиком. Также сослалась на то, что предусмотренные законом основания для снятия с кадастрового учете спорного земельного участка, имеющего статус «учтенного» (а не «временного» или «ранее учтенного») и не являющегося преобразуемым земельным участком в административном (внесудебном) порядке отсутствует (л.д. 141-144).

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, 30 марта 2018 г. Истец Смирнов А.Ю. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1097 кв.м и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: <адрес>, в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указаны п.п. 7 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ и Закон Ярославской области № 94-з (л.д. 61-62).

26.07.2018 г. постановлением Администрации Ярославского муниципального района № 1668 Истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1097 кв.м из земель населенных пунктов в границах территориальной зоны Ж 3 «Усадебная застройка» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» с описанием местоположения: <адрес>». Пунктом 2 указанного постановления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала. Пунктом 6 срок действия Постановления установлен 2 года (л.д. 59-60).

При выполнении кадастровых работ по установлению границ указанного земельного участка для целей его дальнейшей постановки на кадастровый учет было выявлено, что формируемый в соответствии со схемой расположения земельного участка, прилагаемой к указанному постановлению, земельный участок имеет наложение на поставленный на кадастровый учет земельный участок КН , в связи с чем по информационному письму кадастрового инженера Ивановой О.Н. до снятия земельного участка с кадастровым номером с учета, проведение кадастровых работ не представляется возможным.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.09.2020 г. сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в кадастр 12.08.2019 г., площадь участка – 2415 кв.м, адрес: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – устройство площадок для занятия спортом и физкультурой, размещение пешеходных тротуаров, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, малых архитектурных форм благоустройства, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (л.д. 76).

То есть земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в период действия постановления Администрации Ярославского муниципального района № 1668 от 26.07.2018 г. о предварительном согласовании Истцу предоставления земельного участка.

Постановлением Главы Ярославского муниципального района от 26.05.2020 г. № 909 в целях приведения нормативных актов в соответствие с действующим законодательством, на основании представления прокуратуры Ярославского района от 14.11.2018 г. № 04-07-2018, было отменено постановление Главы Ярославского муниципального района от 26.07.2018 г. № 535 (л.д. 50).

Как следует из объяснений представителя ответчика, основанием для отмены постановления № 535 является нарушение процедуры предварительного согласования Смирнову Ю.А. предоставления земельного участка в п. Ивняки, а именно: предварительное согласование осуществлено без публикации как работнику сельского хозяйства, в то время как публикация о поступлении заявления о предварительном согласовании земельного участка предусмотрена законом.

В соответствии с п.п. 7 п. 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Согласно пп. 18 статьи 2 Закона Ярославской области о 26.11.2015 г. № 94-3 «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в городских, сельских поселениях Ярославской области гражданам, которые работают по основному месту работы в таких городских, сельских поселениях Ярославской области в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, по следующим специальностям: техник.

Согласно Приказа № 4 от 14.06.2017 г. ИП Куличкин А.В. с 15 июня 2017 года Смирнов Ю.А. приступил к исполнению обязанностей техника в Крестьянское фермерское хозяйство ИП Куличкин (л.д. 63).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Куличикин А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.10.2016 г.. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого являлся Куличикин А.В., зарегистрировано 31.10.2016 г., крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность 17.09.2019 г..

Сторонами не оспаривалось, что Смирнов Ю.А. имел право на приобретение земельного участка на основании пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, так как согласно копии трудовой книжки являлся техником в крестьянском фермерском хозяйстве - организации, основным видом деятельности которой согласно ЕГРИП является смешанное сельское хозяйство.

В то же время суд соглашается с доводами ответчика о том, что порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотренный Земельным кодексом, был нарушен.

На момент предоставления земельного участка истцу порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов был урегулирован ст. 39.14 ЗК РФ.

Пункт 8 ст. 39.14 ЗК РФ предусматривал, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Указанные положения подлежали применению, так как земельный участок предоставлялся в пределах населенного пункта, для индивидуального жилищного строительства.

При этом Смирнов Ю.А. не относился к гражданам, которым участок подлежит предоставлению в первоочередном или внеочередном порядке, так как в Законе ЯО от 26.11.2015 № 94-з «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» право на получение участка не названо ни первоочередным, ни внеочередным. Соответственно, подлежали соблюдению правила ст. 39.18 ЗК РФ о предоставлении земельных участков.

Пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусматривал, что «в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса».

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ соответствующая публикация не осуществлялась, извещения не размещались.

Отсутствие соблюдения требований пп. 1 п.1 ст. 39.18 ЗК РФ, по мнению суда, нарушило право неопределенного круга лиц, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка, на приобретение такого участка для индивидуального жилищного строительства в постоянное бессрочное пользование. По смыслу пунктов 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Смирнову Ю.А. могло быть принято только в том случае, если бы после публикации извещения от иных заинтересованных лиц не поступило заявлений о предоставлении спорного участка.

Таким образом, Постановление № 535, как не соответствующее закону, нарушающее права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в области использования и охраны земель, являлось незаконным.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

Учитывая, что предварительное согласование Смирнову Ю.А. предоставления земельного участка было осуществлено в нарушение требований земельного законодательства, постановление № 909 от 26.05.2020 г. «Об отмене постановления Администрации ЯМР от 26.07.2018 г. № 1668 «О предварительном согласовании Ю.А. Смирнову предоставления земельного участка в <адрес>» является законным, в связи с чем отсутствуют основания для признания его незаконным, а также отсутствуют основания для его отмены.

Требование истца о продлении срока действия постановления № 1668 от 26.07.2018 г., как производное от требования о признании незаконным постановления № 909, также удовлетворению не подлежит.

Соответственно, отсутствуют основания для снятия земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Смирнова Юрия Александровича отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Судья А.Ш. Сайфулина

2-1352/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Юрий Александрович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Администрация ЯМР ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Сайфулина А.Ш.
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2020Передача материалов судье
29.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2020Предварительное судебное заседание
02.10.2020Предварительное судебное заседание
21.10.2020Предварительное судебное заседание
15.12.2020Предварительное судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее