Дело № 2-645/2021
УИД 44RS0003-01-2021-001822-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2021 года г.Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Вестниковой Т.О., при секретаре судебного заседания Лелиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ш.Ю.А. к администрации Шарьинского муниципального района Костромской области о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения,
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Шерстобитовой Ю.А. с иском к администрации Шарьинского муниципального района Костромской области о предоставлении Шерстобитовой Ю.А. ДД.ММ. года рождения на территории _________ по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Ш.Ю.А. ДД.ММ. г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Её отец Ш.А.А. ДД.ММ. года рождения лишен родительских прав в отношении дочери решением Шабалинского районного суда Кировской области от ДД.ММ., мать - Ш.Е.М. ДД.ММ. года рождения по причине имеющегося психического заболевания не могла должным образом заниматься воспитанием дочери, в связи с чем, решением Шарьинского районного суда от 17.04.2008г., ограничена в родительских правах, в последующем ДД.ММ. она умерла.
Ш.Ю.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в связи с чем передана под опеку В.О.М.
Разрешение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
ДД.ММ. Ш.Ю.А. достигла совершеннолетия. В течение длительного периода времени, а именно с рождения и по настоящее время проживает на территории поселка Зебляки Шарьинского муниципального района, планирует и в дальнейшем проживать в указанном муниципальном образовании. Ввиду отсутствия жилого помещения вынуждена проживать в жилом доме, расположенном по адресу: _________ который на праве собственности принадлежит ее бабушке - В.М.Г.
Права на жилое помещение, в котором зарегистрирована Ш.Ю.А. - _________ согласно сведениям ЕГРН не зарегистрированы. Согласно информации администрации Зебляковского сельского поселения указанное жилое помещение находиться в муниципальной собственности сельского поселения и на основании договора социального найма от ДД.ММ. №000 предоставлено Ш.Е.М., в последующем согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ. №000 признано непригодным для проживания.
Права на жилое помещение по адресу: _________, в котором Ш.Ю.А. проживала в период нахождения под опекой В.О.М. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доли В.О.М. и В.А.А., при этом Ш.Ю.А. в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника или на ином законном праве не вселялась.
Ссылаясь на п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ и ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО считает, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, названо место жительства этих лиц.
В течение длительного периода времени (с рождения) Ш.Ю.А. проживает на территории _________ Шарьинского муниципального района.
Сведения, представленные регистрирующими органами, свидетельствуют об отсутствии у Ш.Ю.А. и ее родителей на праве собственности или ином законном праве жилых помещений, пригодных для проживания.
Администрация Шарьинского муниципального района, не предоставляла Ш.Ю.А. и ее родителям жилые помещения на основании договора социального найма, при этом в администрацию Шарьинского муниципального района поступило заявление Ш.Ю.А. по вопросу обеспечения ее жильем как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которое оставлено без удовлетворения. Таким образом, Ш.Ю.А. по настоящее время не обеспечена жилым помещением, проживает постоянно в поселке Зебляки Шарьинского муниципального района, в связи с чем жилое помещение должно быть ей предоставлено на территории поселка Зебляки Шарьинского муниципального района.
На основании приказа Департамента по труду и социальной защите населения, Костромской области №912 от 02.08.2016 Ш.Ю.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Законом Костромской области от 21.12.2020 №37-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями предусмотрены соответствующие субвенции, в том числе и для муниципального образования - Шарьинский муниципальный район.
На основании изложенного следует, что обязанность осуществления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, при известных условиях возложена на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства Ш.Ю.А. имеет право на обеспечение со стороны администрации Шарьинского муниципального района Костромской области жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории Шарьинского муниципального района по месту фактического проживания - _________.
Прокурор обращается в суд в интересах Ш.Ю.А. с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, так как имеющиеся нарушения ущемляют право на получение гарантируемой государством социальной помощи и требует принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц.
Волеизъявление Ш.Ю.А. на предъявление от её имени в суд прокурором иска в защиту жилищных прав подтверждено письменным заявлением.
При рассмотрении дела помощник Шарьинского межрайонного прокурора Вестникова Т.О. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении пояснила, что в настоящее время Ш.Ю.А. проживает на территории поселка _________, своего жилья у неё нет.
Ш.Ю.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика администрации Шарьинского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о рассмотрении дела, предоставил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика (л.д.76). Исковые требования признал в полном объеме, о чем в адрес суда представил заявление (л.д.75).
Третье лицо - Администрация Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело без участия их представителя. В позиции по гражданскому делу, представленной суду пояснили, что обязанность органов местного самоуправления городских округов Костромской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена Законом Костромской области от 23.12.2014 №620-5-ЗКО. В соответствии с ч.1 ст.3 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; принятие решений о предоставлении лицам указанной категории жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок 5 лет.
Согласно ст.6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. В соответствии с Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2021 год главным распорядителем бюджетных средств на территории Костромской области, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, является департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Администрация Костромской области не является участником правоотношений, связанных с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области (л.д.69-70).
Третье лицо - Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело без участия представителя департамента. В отзыве представленном суду пояснили, что по состоянию на ДД.ММ. Ш.Ю.А., ДД.ММ. года рождения состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Департамент исковые требования не поддерживает, так как требование Шарьинского межрайонного прокурора об обеспечении жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа (л.д.73).
Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Департамент финансов о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело без участия представителя департамента (л.д.59,63, 72).
Выслушав пояснения прокурора, изучив представленные возражения и материалы дела, суд считает, что исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ш.Ю.А. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Подобные нормы содержатся в статье 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года), в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).
Как установлено в судебном заседании Ш.Ю.А. ДД.ММ. года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Согласно паспорта серии 34 15 №000 Ш.Ю.А. родилась ДД.ММ. в _________, зарегистрирована по адресу: _________ ДД.ММ. (л.д.9-9об.).
Согласно записи акта о рождении №000 от 04.10.2001г. Ш.Ю.А. родилась ДД.ММ.. Сведения об отце - Ш.А.А. ДД.ММ. года рождения. Сведения о матери - Ш.Е.М. ДД.ММ. года рождения. Выдано свидетельство №000. (л.д.15).
Согласно записи акта о смерти №000 от ДД.ММ. Ш.Е.М. ДД.ММ. года рождения умерла ДД.ММ.. выдано свидетельство серия I-ГО №000 от ДД.ММ.; серия I-ГО №000 от ДД.ММ. (л.д.16).
Согласно решения Шарьинского районного суда Костромской области от 17.04.2008 года Ш.Е.М. ограничена в родительских правах в отношении Ш.Ю.А. ДД.ММ. года рождения, Ш.Ю.А. передана на попечение ТО социальной защиты населания, опеки и попечительства по Шарьинскому муниципальному району (л.д.32-34).
Согласно решения Шаболинского районного суда Кировской области от 21.05.2007 года Ш.А.А. лишен родительских прав в отношении Ш.Ю.А. ДД.ММ. года рождения, Ш.Ю.А. оставлена в семье опекуна В.О.М. (л.д.33-38).
Согласно справки администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ. №000 Ш.Ю.А. ДД.ММ. года рождения проживает по адресу: _________, Шарьинский р-он, _________ ДД.ММ. по настоящее время (л.д.10).
Согласно справки администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ. №000 Ш.Ю.А. ДД.ММ. года рождения зарегистрирована по адресу: _________, Шарьинский р-он, _________ ДД.ММ. по настоящее время (л.д.11).
Согласно информации ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» от ДД.ММ. №000 указано, что Ш.Ю.А. с ДД.ММ. по настоящее время обучается в ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» на очной форме обучения по программе профессиональной подготовки по профессии *****». В общежитие ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» не вселялась, проживала в период обучения по _________ (л.д.12, 13-14).
Согласно постановления главы администрации Шарьинского района Костромской области №000 от 17.10.2005г. за несовершеннолетней Ш.Ю.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: _________ (л.д.18).
Согласно информации администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ. №000 жилое помещение по адресу: _________ предоставленное Ш.Е.М. по договору социального найма, согласно акта обследования и заключения №000 от ДД.ММ., признано непригодным для проживания (л.д.26, 27-28). Ш.А.А. жилого помещения никогда не предоставлялось (л.д.26).
Согласно приказа Департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области № 912 от ДД.ММ. Ш.Ю.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.19).
Согласно информации администрации Шарьинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ. №000 Ш.Ю.А. осталась без попечения родителей, ее мать Ш.Е.М. была ограничена в родительских правах, а затем умерла, отец - Ш.А.А. лишен родительских прав. Над несовершеннолетней Ш.Ю.А. была установлена опека, в период нахождения под опекой она обучалась в ***** средней школе и проживала с опекуном В.О.М. по адресу: _________, которая сгорела в 2008 году, затем стали проживать в _________ которая находится в долевой собственности по 1/2 доле у В.О.М. и В.А.А. В настоящее время Ш.Ю.А. проживает с бабушкой в _________ (л.д.17).
Согласно информации от 19.05.2021г. №1290/02-22 Администрации Шарьинского муниципального района Костромской области направленной Ш.Ю.А., по рассмотрению заявления о предоставлении жилого помещения, указано, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, по завершении получения профессионального образования (л.д.21)
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что местом преимущественного проживания с самого рождения Ш.Ю.А. является _________ в связи. В настоящее время она обучается в городе Шарья, но так же проживает в поселке _________.
Согласно данным учёта на 31.12.1998 г. ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» сведения о регистрации права собственности на строения, помещения на территории г. Костромы и Костромской области на Ш.А.А. в ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» не обнаружены (л.д. 22).
Согласно данным учёта на 31.12.1998 г. ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» сведения о регистрации права собственности на строения, помещения на территории г. Костромы и Костромской области на Ш.Ю.А. в ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» не обнаружены (л.д. 23).
Согласно данным учёта на 31.12.1998 г. ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: _________ ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» не обнаружены (л.д. 24).
Согласно данным учёта на 31.12.1998 г. ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: _________ ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» не обнаружены (л.д. 25).
Согласно выписки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от 09.06.2021 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях жилого помещения расположенного по адресу: _________, отсутствуют (л.д.39-41).
Согласно выписки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от 09.06.2021 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем жилого помещения расположенного по адресу: _________, является - В.М.Г. (л.д.42-44).
Согласно выписки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от 09.06.2021 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем жилого помещения расположенного по адресу: _________, являются - В.О.М. и В.А.А. (л.д.45-49).
Согласно выписки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от 09.06.2021 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях жилого помещения расположенного по адресу: _________, отсутствуют (л.д.50-54).
Юридически значимым обстоятельством при решении вопроса обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие у лица в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ. КУВИ-002/2021-100616684 в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствует информация о правах на объекты недвижимости Ш.Ю.А., ДД.ММ. года рождения (л.д. 80).
Как установлено в судебном заседании Ш.Ю.А. не имеет в собственности жилых помещений, а также не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Объективная нуждаемость Ш.Ю.А.в жилье, ввиду отсутствия у неё в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, подтверждается материалами дела.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что местом преимущественного проживания Ш.Ю.А. является _________ в связи с тем, что она с самого рождения проживает на территории поселка Зебляки.
То, что Ш.Ю.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилого помещения, ответчиком не оспаривалось. Так же ответчик признал исковые требования в полном объеме, о чем в адрес суда представил заявление, последствия признания иска ответчику известны.
Таким образом, установлено, что в настоящее время Ш.Ю.А. ДД.ММ. г.р. жилой площадью не обеспечена и на основании ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ имеет право на обеспечение жилым помещением по социальным нормам по договору найма специализированного жилого помещения органом местного самоуправления по месту жительства.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно статье 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
В соответствии с Законом Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Костромской области от 15.12.2017 N 329-6-ЗКО), обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области.
Таким образом, реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в Костромской области возложена на органы местного самоуправления по месту жительства указанных лиц и, следовательно, именно на администрации Шарьинского муниципального района лежит обязанность предоставить Ш.Ю.А. жилое помещение, отвечающее всем установленным требованиям.
С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Ш.Ю.А. подлежат удовлетворению.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, установлены ст.ст.98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ш.Ю.А. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование - Шарьинский муниципальный район Костромской области, в лице администрации Шарьинского муниципального района Костромской области предоставить Ш.Ю.А., ДД.ММ. года рождения, на территории поселка Зебляки Шарьинского муниципального района Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд Костромской области.
Председательствующий: С.В. Карпова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ..