Дело № 3а-371/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
в отсутствие административного истца общества с ограниченной ответственностью «Оникс», административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Котлас», общества с ограниченной ответственностью «Спорттовары»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оникс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Оникс» (далее по тексту также - Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость в отношении следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 28 654 000 руб.;
- нежилого здания административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 30 363 000 руб.
В обоснование заявленного требования указало, что является собственником этих объектов недвижимости. В целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций применяется величина их кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> соответственно. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость данного имущества составляет 28 654 000 руб. и 30 363 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости зданий в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как налогоплательщика, ссылаясь на Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Законом Архангельской области от 14 ноября 2003 г. № 204-25-ОЗ «О налоге на имущество организаций» на территории Архангельской области введен налог на имущество организаций.
В соответствии со статьей 1.1 закона Архангельской области от 14 ноября 2003 г. № 204-25-ОЗ «О налоге на имущество организаций», пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как величина кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года налогового периода, в том числе, в отношении административно-деловых центров.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости распоряжением <данные изъяты> от 25 декабря 2018 г. № включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.
На дату рассмотрения данного административного дела очередная государственная кадастровая оценка для установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области не проведена.
Поскольку государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Архангельской области проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов, ООО «Оникс» является собственником нежилого здания административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 6 мая 2019 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный реестр недвижимости 22 ноября 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 596-пп.
Также ООО «Оникс» принадлежит нежилое здание административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 6 мая 2019 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в государственный реестр недвижимости 22 ноября 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 596-пп.
9 января 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Оникс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости этих объектов недвижимости равной их рыночной стоимости. Письмом от 15 января 2019 г. данное заявление возвращено без рассмотрения по существу в связи с пропуском Обществом срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Обществом обязательного досудебного порядка разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости за пределами срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, решение о проведении новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области уполномоченным органом государственной власти не принято. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств Общества применяется величина кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 596-пп.
Таким образом, в данном случае пропуск Обществом срока, установленного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.
В обоснование величины рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости обществом с ограниченной ответственностью «Оникс» представлен отчет об определении рыночной стоимости этого имущества №, выполненный 28 ноября 2018 г. <данные изъяты> В.С., согласно которому по состоянию на 1 июля 2012 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 28 654 000 руб., здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 30 363 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом саморегулируемой организации - некоммерческого партнерства «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости объектов недвижимости, собственником которых является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этих объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении их рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объектов недвижимости, собственником которых является административный истец, установлена их рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Общества как налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление является обоснованным.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный реестр недвижимости.
С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 25 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надлежит считать дату обращения Общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 9 января 2019 г.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2014 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Оникс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 28 654 000 (Двадцать восемь миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания административно-делового назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 30 363 000 (Тридцать миллионов триста шестьдесят три тысячи) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 9 января 2019 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобанова