Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. сл.Белая
Беловский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Бойченко Т.Л. при секретаре Шафоростовой Т.А., с участием старшего помощника прокурора Беловского района Курской области Ереминой В.А., Главы администрации Вишневского сельсовета Беловского района Курской области Тян Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Беловского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Беловского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела; обязать администрацию муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления Вишневского сельсовета до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Выявленное нарушение является недопустимым и требует принятия мер по его устранению, так как отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела создает правовой пробел в регулировании отношений в сфере содержания, благоустройства кладбищ, порядка захоронения, содержания могил и надмогильных сооружений, что в свою очередь имеет особую социальную значимость.
В судебном заседании старший помощник прокурора Беловского района Курской области Еремина В.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Указала, что до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией МО «Вишневский сельсовет» не создана. Просила административное исковое заявление удовлетворить.
И.о.главы Вишневского сельсовета Тян Л.В. с исковыми требования прокурора Беловского района согласилась в части, указала, что в бюджете поселения недостаточно средств для создания и содержания специализированной службы.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2).
Статьей 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст.9 Федерального закона №8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
На основании ст.25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. №57-ЗКО из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений, за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В соответствии с п.18 ст.3 Устава муниципального образования «Вишневский сельсовет» <адрес>», принятого решением Собрания депутатов Вишневского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг., к вопросам местного значения Вишневского сельсовета отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в сфере исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших в администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет». В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Вишневского сельсовета расположены 2 общественных кладбища по адресу: <адрес> и <адрес>. В нарушение требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органами местного самоуправления Вишневского сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Выявленное нарушение ущемляет право неопределенного круга лиц на реализацию прав и гарантий получения гарантированного перечня услуг по погребению и является недопустимым.
Доказательства уважительности бездействия органа местного самоуправления в решении данного вопроса в судебное заседание не представлены.
Поскольку, в результате бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы похоронного дела, нарушаются права неопределенного круга лиц, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Доводы административного искового заявления о том, что выявленное нарушение создает правовой пробел в регулировании отношений в сфере содержания, благоустройства кладбищ, порядка захоронения, содержания могил, нашли свое подтверждение в суде.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании бездействия в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Беловского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Вишневский сельсовет» Беловского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Т.Л. Бойченко