Дело № 2-1409/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2024 г. г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жучковой О.Ю.,
при секретаре Шарине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Окружному управлению социального развития № 11 Министерства социального развития Московской области об установлении факта, имеющего юридическое значение и признании права на предоставление отдельного жилого помещения по договору найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Окружному управлению социального развития № 11 Министерства социального развития Московской области об установлении факта, имеющего юридическое значение и признании права на предоставление отдельного жилого помещения по договору найма.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ г.р. в <адрес>, в свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк, мать написала заявление об отказе от истца в роддоме.
С ДД.ММ.ГГГГ проживала в Загорском детском доме, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ГБСУСО «ФИО6». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в ГБСУСО МО «ФИО7».
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время получает социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в ГАСУСО МО «ФИО8». При установлении опеки во время нахождения ФИО1 в детских домах, жилого помещения за истцом не закреплялось.
В сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 написала заявление директору ГАСУСО МО «ФИО9», с просьбой провести медицинское освидетельствование, чтобы истец могла выписаться из дома интерната и жить самостоятельно. В соответствии с заключением врачебной комиссии при ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №№ Филиал Егорьевская ПБ» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 может проживать самостоятельно, но проживать негде, в связи с чем обратилась в суд с данным иском.
Истец, будучи уведомленным надлежащим образом не явился, направил своего представителя, который в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
Представитель Окружного управления социального развития № 11 Министерства социального развития Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – представитель администрации городского округа Коломна Московской области, будучи уведомленным надлежащим образом в судебное заседание не явился.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лица, извещенных о времени и месте рассмотрении дела.
Заслушав объяснение явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находится под защитой государства.
В соответствии с положениями статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1) Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункт 2) Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3).
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату их государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ г.р. в <адрес>, в свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк, мать написала заявление об отказе от истца в роддоме.
С ДД.ММ.ГГГГ проживала в Загорском детском доме, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ГБСУСО «Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей и детей, оставшихся без попечения родителей». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в ГБСУСО МО «ФИО10».
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время получает социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в ГАСУСО МО «ФИО11». При установлении опеки во время нахождения ФИО1 в детских домах, жилого помещения за истцом не закреплялось.
В сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 написала заявление директору ГАСУСО МО «ФИО12», с просьбой провести медицинское освидетельствование, чтобы истец могла выписаться из дома интерната и жить самостоятельно. В соответствии с заключением врачебной комиссии при ГБУЗ МО «Психиатрическая больница № Филиал Егорьевская ПБ» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 может проживать самостоятельно, но проживать негде.
За время нахождения ФИО1 в социальных учреждениях никто из родственников ее не навещал, ее судьбой и здоровьем не интересовался.
Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Так, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц.
Истец является совершеннолетним и дееспособным гражданином РФ, однако в силу проблем со здоровьем не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением для получении жилого помещения в Окружном управлении социального развития № 11 Министерства социального развития Московской области, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как только ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №№ Филиал Егорьевская ПБ» установлено, что ФИО1 может проживать самостоятельно, вне учреждения социальной защиты.
Учитывая причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд находит их уважительными.
Согласно статье 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области (часть 2).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области (абзац 1 часть 3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 8).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту пребывания (или временного пребывания).
На основании изложенного, суд соглашается с доводами истца, приходит к выводу об удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Установить юридический факт, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, относится к категории детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей.
Обязать Окружное управление социального развития № 11 Министерства социального развития Московской области включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.о. Коломна Московской области за счет субвенций из бюджета Московской области.
Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на однократное обеспечение жилым помещением на территории г.о. Коломна Московской области за счет субвенций из бюджета Московской области по договору найма, специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы через Коломенский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме принято 15.07.2024.
Председательствующий /подпись/ О.Ю. Жучкова
Копия верна
Председательствующий О.Ю. Жучкова