УИД 37RS0013-01-2024-000875-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретареЕленко М.С., с участием помощника прокурора Палехского района Ивановской области Куранова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Палехского района Ивановской области к администрации Палехского муниципального района о возложении обязанности в сфере землепользования,
УСТАНОВИЛ:
14 июня 2024 года прокурор Палехского района Ивановской области обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском к администрации Палехского муниципального района, в котором просит возложить на ответчика:
- обязанность в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение сооружения для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), которое состоит из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы, которое расположено по адресу: <адрес>, и регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок;
- обязанность в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить границы земельного участка, используемого под размещение сооружения для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), которое состоит из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы, которое расположено по адресу: <адрес>, и обеспечить внесение сведений о границах данного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства. Установлено, что в муниципальной собственности Палехского муниципального района находится сооружение для очистки сточных вод, которое состоит из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы, которое расположено по адресу: <адрес>. Указанное сооружение используется для сбора и размещения жидких бытовых отходов на территории п. Палех, оборот земельного участка под сооружением ограничен. Сооружение передано из казны Палехского муниципального района в хозяйственное ведение МУП «Палехский туристский центр». В соответствии с действующим законодательством обязанность по государственной регистрации земельного участка, в том числе постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого и используемого под гидротехническое сооружение, относится к компетенции органа местного самоуправления, на территории которого оно расположено. Однако, в отношении земельного участка под сооружением государственный кадастровый учет не произведен, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Ссылаясь на положения ст.ст.42, 58, 132 Конституции РФ, ст.ст.1, 4, 14, 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.264, 268 ГК РФ, ст.ст.11, 19, 27, 39.9, 70 ЗК РФ, ст.ст.11, 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.22, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21…», Постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений», иных правовых актов, прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Определением Палехского районного суда Ивановской области от 11 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие Палехского района Ивановской области «Палехский туристский центр».
В судебном заседании помощник прокурора Куранов А.М. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – администрации Палехского муниципального района, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МУП «Палехский туристский центр», поскольку от них поступили заявления с данной просьбой.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МКУ «Благоустройство территории Палеха», который извещался судом о дате, времени месте судебного разбирательства надлежащим образом, однако, на судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, не выразил своей позиции по существу искового заявления.
Заслушав мнение помощника прокурора, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями ст.17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
Согласно ч.1 ст.33 Устава Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области администрация Палехского городского поселения не создается. Полномочия исполнительно-распорядительного органа поселения по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных, органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области исполняет администрация Палехского муниципального района за счет средств бюджета Палехского городского поселения.
Таким образом, реализация предусмотренных полномочий по организации водоотведения в границах Палехского городского поселения отнесена к компетенции администрации Палехского муниципального района.
В силу п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – это, в том числе, сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Согласно п.п.1, 2 ст.34, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается сторонами, что 06 июня 2024 года прокуратурой Палехского района проведена проверка состояния очистных сооружений п. Палех. Установлено, что в районе ул. Восточная п. Палех расположено сооружение для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), состоящие из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы. Указанное сооружение передано из казны Палехского муниципального района в хозяйственное ведение МУП «Палехский туристский центр». При проверке фактов перелива стоков за пределы очистных сооружений не выявлено. Вместе с тем, установлено, что рыхление участков карт полей фильтрации не производится, окос сорной растительности на откосах карт полей фильтрации не произведен, осмотры карт фильтрации с установленной периодичностью не проводятся, составлен акт по итогам проверки.
Решением Совета Палехского городского поселения № 30 от 26 июня 2024 года утвержден Порядок сбора отходов на территории Палехского городского поселения.
Из выписки из реестра, представленной администрацией Палехского муниципального района, следует, что сооружение для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), расположенное по адресу: <адрес>, является имуществом, относящимся к муниципальной собственности Палехского муниципального района, находящимся в хозяйственном ведении МУП «Палехский туристский центр».
Постановлением администрации Палехского муниципального района от 06 ноября 2019 года № 623-п отстойник по адресу: <адрес>, передан с 10 ноября 2019 года из муниципальной собственности Палехского муниципального района (из казны) в хозяйственное ведение МУП «Палехский туристский центр».
Из отзыва на исковое заявление ответчика по делу – администрации Палехского муниципального района следует, что на территории п. Палех функции очистных сооружений в настоящее время выполняют поля фильтрации, которые находятся в муниципальной собственности Палехского муниципального района, категория земель на которых расположены поля фильтрации, относятся к землям населенного пункта. Земельный участок под полями фильтрации на кадастровый учет не поставлен, его границы не установлены. Сооружения для очистки сточных вод из казны Палехского муниципального района переданы в хозяйственное ведение МУП «Палехский туристский центр». На территории п. Палех строятся очистные сооружения, после окончания строительства которых поля фильтрации использоваться не будут.
Установив указанные выше обстоятельства, которые ответчиком не оспариваются, применительно к приведенным положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора, так как бездействие ответчика по решению вопросов местного значения в сфере водоотведения, а именно, не проведение мероприятий по оформлению земельного участка, на котором расположен объект водоотведения, создает потенциальную опасность как для благополучия проживающих в непосредственной близости от очистных сооружений граждан, так и иных лиц, имеющих конституционное право на благоприятную окружающую среду, нарушает действующее природоохранное и санитарное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях исполнения судебного акта, суд считает разумным и достаточным предложенный прокурором срок устранения нарушений – не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Доказательств недостаточности указанного срока для надлежащего исполнения требований действующего законодательства ответчиком не представлено.
По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Палехского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Палехского муниципального района:
- в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение сооружения для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), которое состоит из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы, которое расположено по адресу: <адрес>, и регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок;
- в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить границы земельного участка, используемого под размещение сооружения для очистки сточных вод (карты полей фильтрации), которое состоит из 12 песчаных карт, 3 иловых карт, приемного устройства, лотка, песколовки, распределительного коллектора, обводной канавы, которое расположено по адресу: <адрес>, и обеспечить внесение сведений о границах данного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий С.В. Луговцева
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2024 года.
Председательствующий С.В. Луговцева