Дело № 2-1323/2023
УИД 23RS0004-01-2023-000846-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.-к. Анапа 18 декабря 2023 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А.,
при секретаре Куцаевой Ж.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Черноморье») к Одинокий А.В. об обязании осуществить снос ленточного фундамента, встречному исковому заявлению Одинокий А.В. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ФКУ Упрдор «Черноморье» о взыскании рыночной стоимости убытков
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, ФКУ Упрдор «Черноморье» обратились в суд с иском к Одинокому А.В. об обязании осуществить снос ленточного фундамента, согласно котрого просят суд Обязать Одинокий А.В. осуществить снос ленточного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв. м, с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства», по адресу: (...) и очистить указанный земельный участок от строительных материалов. Обратить решение суда к немедленному исполнению. В случае однократного неисполнения Одинокий А.В. решения суда, предоставить ФКУ «Упрдор Черноморье» право самостоятельно осуществить снос (собственными или привлеченными силами) ленточного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв. м, с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства», по адресу: (...)
Ответчиком Одиноким А.А. заявлено встречное исковое заявление согласно которого просит суд взыскать с ФКУ Упрдор «Черноморье» рыночную стоимость убытков в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 000 в границы зон минимальных расстояний от проектных осей переустраиваемых магистральных газопроводов путем перечисления денежных средств в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения решения суда по реквизитам Одинокого А.В.; установить сумму ежемесячного сервитута, возникшего на земельном участке с кадастровым номером 000 в связи с включением в границы зон минимальных расстояний от проектных осей переустраиваемых магистральных газопроводов и обязать ФКУ Упрдор «Черноморье» перечислять сумму не позднее 5 числа за последующий месяц на расчетный счет Одинокого А.В., взыскать с ФКУ Упрдор «Черноморье» рыночную стоимость убытков за снос ленточного фундамента, размерами (ориентировочно) 10,0 х 10,0 м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв. м, по адресу: (...) с перечислением на расчетный счет Одинокого А.В.
В судебное заседание представитель истца (ответчика по встречному иску) Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства не явился, согласно представленного ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель истца (ответчика по встречному иску) администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Колесник Т.В. не явился, согласно представленного заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик (истец по встречному иску) Одинокий А.В. в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, согласно представленного в суд заявления просил уточнить заявленные встречные требования и взыскать в пользу Одинокого А.В. с ФКУ Упрдор «Черноморье» рыночную стоимость убытков в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 000 в границы зон минимальных расстояний от проектных осей переустраиваемых магистральных газопроводов в размере 3 068 600 рублей. Исковые требования ФКУ Упрдор «Черноморье» и администрации признает.
Представитель 3-лица ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по доверенности 000 от 14.12.2022г. Цымбал М.С. в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства и администрации муниципального образования город-курорт Анапа поддержали и просили удовлетворить. Встречный иск Одинокого А.В. поддерживают, просят удовлетворить.
Принимая во внимание требования ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: (...) с кадастровым номером 000.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв.м, категория земель - земли cсельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «для личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: (...) принадлежит на праве собственности Одинокий А.В..
В соответствии материалами Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (редакция от 00.00.0000 000) данный земельный участок вышеуказанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий.
По функциональному зонированию данный земельный участок относится к зоне сельскохозяйственных угодий. В соответствии материалами правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (редакция от 00.00.0000 000), в отношении вышеуказанного земельного участка градостроительные регламенты не установлены.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке выполнены работы по заливке ленточного фундамента, а также расположены строительные материалы.
Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось.
Определением Анапского районного суда (...) от 00.00.0000 суд назначил судебную оценочную экспертизу.
Согласно заключению судебного эксперта ООО «НовоТех» 000 от 00.00.0000 рыночная стоимость размера убытков Одинокий А.В. в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 000 в границы зон минимальных расстояний от проектных осей переустраиваемых магистральных газопроводов, с учетом рыночной стоимости объектов: земельного с кадастровым номером 000 по адресу: (...) и расположенного на нем ленточного фундамента, по состоянию на 00.00.0000, с учетом округления, составляет: 3 068 600 (три миллиона шестьдесят восемь тысяч шестьсот) рублей. В том числе: рыночная стоимость земельного участка общей площадью 701,0 кв.м, с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...) 2 526 800 (два миллиона пятьсот двадцать шесть тысяч восемьсот) рублей, рыночная стоимость расположенного на нем фундамента: 541 800 (пятьсот сорок одна тысяча восемьсот) рублей.
Нахождение земельного участка с кадастровым 000 в границах зоны минимальных расстояний магистрального газопровода «Курчанская-Анапа» обусловлено следующим:
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018-2024 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000, Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») выполняет мероприятия по реализации проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край».
Проектной документацией по Объекту, разработанной АО «Институт «Стройпроект» в рамках государственного контракта от 00.00.0000 000, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», предусмотрено переустройство и переключение двух линейных объектов:
- Магистральный газопровод «Курчанская-Анапа», расположенный по адресу: Российская Федерация, (...), инв. 000, кадастровый 000;
- Газопровод-отвод магистральный ГРС «Верхнее Джемете», расположен по адресу: Российская Федерация, (...), (...), инвентарный номер 000, кадастровый 000.
ФКУ Упрдор «Черноморье» выполняет работы в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.02.2018 г. № 322-р, которым утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край».
Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» были выданы следующие разрешения на строительство:
- Департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края от 30.07.2021 № 23-000-394-2021, в соответствии с которым разрешена реконструкция линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) «Магистральный газопровод «Курчанская-Анапа», реконструируемый в рамках реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», этап 4;
- Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа от 27.07.2022 № 23-301000-46-2022, в соответствии с которым разрешена реконструкция линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) «Газопровод-отвод к ГРС Верхнее Джемете», реконструируемый в рамках реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», этап 5.
Таким образом, ФКУ «Упрдор «Черноморье» является застройщиком в силу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На момент рассмотрения дела объекты в эксплуатацию не введены.
Письмом ПАО «Газпром» от 17.09.2019 № 03/08-10513 в адрес ФКУ «Упрдор «Черноморье» были направлены технические условия на пересечение коммуникаций ПАО «Газпром» проектируемой автомобильной дорогой А-290 по объекту «Реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», письмом ПАО «Газпром» от 30.06.2020 № 03/08-5039 была проведена корректировка технических условий.
Техническими условиями предусмотрено расположение проектируемого объекта от объектов транспорта газа в соответствии с требованиями СП 36.13330.2012 на расстоянии не менее 300 метров (п. 8.2.6) и на расстояниях, не менее указанных в пунктах 7.15 и 7.16. Трассу перекладываемого трубопровода предусмотреть за территорией населенных пунктов. (пункты 3.2.4, 3.2.31 технических условий).
В соответствии с пунктом 7.15 СП 36.13330.2012 Актуализированная редакция «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4. Указанный акт не устанавливает разграничения либо исключений в отношении объектов капитального строительства и некапитальных объектов.
Таблица 4 Свода правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» в отношении трубопроводов I класса и диаметром свыше 300 и до 600 мм устанавливает минимальное расстояние от городов и других населенных пунктов, коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств, и иных объектов в размере 150 метров.
Пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 года № 1083 установлено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Воспламеняющиеся и горючие газы относятся к опасным веществам, в связи с чем объекты по их транспортировке являются опасными производственными объектами (приложения № 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Магистральный газопровод «Курчанская-Анапа» находится в собственности ПАО «Газпром» ИНН 000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2008 № 000, и передан ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по договору аренды имущества от 00.00.0000 № 000.
В соответствии с техническими паспортами, указанный газопровод высокого давления (5,4 Мпа, I класс в соответствии с пунктом 2.1 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»), предназначен для приема, распределения и учета передаваемого газа по трубопроводу. Газопровод выполнен из стальных труб диаметром 325х8 мм, год ввода в эксплуатацию – 1975, в 2002 году был проведен капитальный ремонт газопровода.
В ходе проведения работ с ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по переустройству газопровода «Курчанская - Анапа» при строительстве объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» установлено, что в зоне минимальных расстояний от переустраиваемых участков газопроводов (150 м) ведется частная застройка, установлено наличие одноэтажного объекта (вагончик), размерами (ориентировочно) 2,0 х 4,0 м, на земельном участке с кадастровым номером 000
Использование земельных участков в границах рассматриваемых зон для застройки нарушает требования Свода правил «Магистральные газопроводы» (СП 36.13330.2012), которые утверждены Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 г. №108/ГС, а также приводит к невозможности выполнения работ по переустройству магистральных газопроводов, в соответствии с выданными ПАО «Газпром» техническими условиями и, как следствие, делает невозможным ввод объекта в эксплуатацию в рамках установленных программных сроков.
В соответствии со статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 25 статьи 105 указанного кодекса одним из видов зон с особыми условиями использования территории является зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2015 № 2318-О, СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», как следует из их содержания, закрепляют обязательные конкретные минимальные требования технического характера, имеющие практическую значимость в соответствующей потенциально опасной для жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений области человеческой деятельности, в том числе устанавливают минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов, которые относятся к объектам повышенного риска, до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Соответственно, СНиП 2.05.06-85 составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы.
Также, согласно выводам, указанным в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2019 № 304-ЭС19-11790, № 304-ЭС19-12815, от 25.06.2019 № 304-ЭС19-9069, охранная зона, зона минимальных расстояний являются фактически установленными в силу расположения трубопровода на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Согласно выводам, указанным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2020 № 307-ЭС20-12203 по делу N А75-21098/2017, зоны минимальных расстояниях до линейных сооружений относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания граждан, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частью 9 указанной статьи, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 указанной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В соответствии с частью 10 указанной статьи, зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 указанной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 указанной статьи.
В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты были приняты уполномоченными органами, такие зоны считаются установленными и действующими в настоящее время, вне зависимости от внесения сведений о них в ЕГРН, на основании следующих актов: Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 года № 1083, Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 № 9, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».
Пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Таким образом, правила землепользования и застройки определены основным документом, регламентирующим строительство объектов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Соответственно, правила землепользования и застройки также отвечают признакам нормативного акта, а также содержат сведения об установлении зон с особыми условиями использования территории и описанию их границ, в связи с чем являются документом, устанавливающим такие зоны вне зависимости от факта внесения зон в ЕГРН.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 00.00.0000
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с частью 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании изложенного, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны своими действиями, в том числе изданием нормативных правовых актов, устанавливать условия, запреты, ограничения и иные обязательные требования, обеспечивающие состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в которых нанесена зона минимальных расстояний газопровода «Курчанская-Анапа», отвечают признакам нормативного акта, а также содержат сведения об установлении зон с особыми условиями использования территории и описанию их границ, в связи с чем являются документом, устанавливающим такие зоны вне зависимости от факта внесения зон в ЕГРН.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Таким образом, администрация муниципального образования город-курорт Анапа наделена полномочиями по устранению нарушений зон с особыми условиями использования территории, в частности зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов, установленных Правилами землепользования и застройки.
Земельный участок с кадастровым 000 полностью попадает в границы зоны минимальных расстояний переустраиваемого участка магистрального газопровода «Курчанская-Анапа», размещение зданий, строений, сооружений в такой зоне не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 указанной статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Нахождение в зоне минимальных расстояний магистрального трубопровода делает невозможным выполнение технических условий на пересечение коммуникаций ПАО «Газпром» строящейся автомобильной дорогой А-290 по объекту «Реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» и, соответственно, приемку реконструируемых участков магистральных газопроводов в эксплуатацию, что нарушает права и законные интересы ФКУ Упрдор «Черноморье» как застройщика поскольку основания для применения исключений и условий, предусмотренных пунктами 2, 4 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации, снос объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в границах зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в случае, если в соответствии с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, размещение объектов недвижимого имущества запрещается.
В силу вышеизложенного, ленточный фундамент, расположенный на зземельном участке с кадастровым номером 000 подлежит сносу.
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 40, 41 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ответчик осуществил возведение спорного объекта с нарушением целевого назначения земельного участка, в отсутствие разрешительной документации, с нарушением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 6 статьи 107 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со статьей 57.1 указанного Кодекса.
В то же время, в соответствии с пунктами 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, возмещение убытков является правом заинтересованного лица, реализуемым способами и в порядке, установленными процессуальным законодательством, а при рассмотрении иска о сносе на основании статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации в объеме представленных сторонами доводов и доказательств подлежит исследованию вопрос о возмещении связанных с установлением зоны с особыми условиями использования территорий убытков.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что убытки возмещаются, в том числе, гражданам – собственникам земельных участков.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 107 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, причиненные убытки возмещает застройщик.
Установлено и документально подтверждено, что застройщиком при реконструкции линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) «Магистральный газопровод «Курчанская-Анапа», реконструируемый в рамках реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», этап 4 и при реконструкции линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) «Газопровод-отвод к ГРС Верхнее Джемете», реконструируемый в рамках реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», этап 5 является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства». Также, зоны с особыми условиями использования территории были установлены путем закрепления их в нормативном правовом акте (Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа) на основании инициативы застройщика.
Пунктом 7 Плана мероприятий по устранению причин, препятствующих врезке переустраиваемых участков газопроводов «Курчанская - Анапа» и «Газопровод-отвод к ГРС Верхнее Джемете» в рамках строительства объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 47 - км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край», утвержденным ООО «Газпром трансгаз Краснодар», ФКУ «Упрдор Черноморье», ООО «Дорожная строительная компания», администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, установлено на основании положительных судебных решений определить право сноса строений за ФКУ Упрдор «Черноморье».
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, установив, что в пределах предоставленных законом полномочий заявлен иск о сносе объекта, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 210 ГПК РФ решения суда в некоторых случаях приводятся в исполнение немедленно.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда (ч. 1 ст. 212 ГПК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограмма «Дорожное хозяйство».
Целями указанной подпрограммы являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично-доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.
Автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней.
Выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждается разрешением на строительство.
В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод автомобильной дороги в силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является документ, подтверждающий завершение переустройства коммуникации при ее строительстве (акт о выполнении технических условий).
Акт о выполнении технических условий невозможно получить иначе, как с соблюдением норм Свода правил «Магистральные газопроводы» (СП 36.13330.2012), регламентирующей порядок возможного использования земельных участков в зоне минимальных расстояний.
При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ.
Учитывая излооженное, а также с учетом правовой позиции стороны истцов, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены, однако, оплата за производство судебной экспертизы в сумме 100 000 рублей в пользу ООО «Ново-Тех», не произведена, суд полагает возможным взыскать с ответчика ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» федерального дорожного агентства» в пользу ООО «Ново-Тех» Оценка и экспертиза расходы за производство судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Черноморье») к Одинокий А.В. об обязании осуществить снос ленточного фундамента– удовлетворить.
Обязать Одинокий А.В. осуществить снос ленточного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв. м, с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства», по адресу: (...) и очистить указанный земельный участок от строительных материалов.
В случае однократного неисполнения Одинокий А.В. решения суда, предоставить ФКУ «Упрдор Черноморье» право самостоятельно осуществить снос (собственными или привлеченными силами) ленточного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью 701 кв. м, с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства», по адресу: (...)
Встречное исковое заявление Одинокий А.В. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ФКУ Упрдор «Черноморье» о взыскании рыночной стоимости убытков – удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства в пользу Одинокий А.В. рыночную стоимость убытков в размере 3 068 600 рублей в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 000 в границы зон минимальных расстояний от проектных осей переустраиваемых магистральных газопроводов.
Взыскать с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор "Черноморье"), ОГРН 1032311075620, ИНН 2320100329 расходы, связанные с проведением экспертизы 000 от 00.00.0000. в размере 100000 (сто тысяч) рублей в пользу ООО «Ново-Тех» Оценка и экспертиза ИНН 2315102916, КПП231501001, ОКПО 70755148, ОГРН 1032309099800 р/с 40702810503220000075 в Краснодарском РФ АО «Россельхозбанк» г.Краснодар БИК 040349536 к/с 30101810700000000536.
Решение суда в силу положений ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Анапский районный суд Краснодарского края
Судья Анапского районного
суда Краснодарского края В.А. Волошин