№ 59RS0017-01-2022-000762- 92
Дело № 2-591/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2022 года г.Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Мельниковой М.Б.,
с участием заместителя прокурора Трегубова М.А.,
представителя третьего лица Трушкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Губахи в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности по организации работу здания, восстановлению ограждения территории, прилегающей к зданию
установил:
Прокурор г.Губахи Пермского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по организации работ по ремонту стен и кровли здания насосной станции 2 подъема, расположенной по адресу: г. Губаха, рп. Углеуральский, а также работ по восстановлению ограждения территории, прилегающей к зданию насосной станции 2 подъема, расположенной по адресу: г. Губаха, рп. Углеуральский в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Губахи на проверки на предмет соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения, были установлены нарушения законодательства. Согласно Закону Пермского края от 28.08.2012 №87-ПК «О преобразовании Северо-Углеуральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с Губахинским городским округом Пермского края» рабочий поселок Углеуральский отнесен к населенному пункту, входящему в состав территории Губахинского городского округа Пермского края (приложение №2). Установлено, что администрация Губахинского городского округа является собственником насосной станции 2 подъема, расположенной по адресу: г. Губаха, рп. Углеуральский и используемой для обеспечения потребителей рп. Углеуральский водоснабжением, а также земельного участка с кадастровым номером 59:05:1101178:2, на котором расположена обозначенная насосная станция и скважина №1376. Постановлением администрации Губахинского городского округа от 31.10.2019 №1275 насосная станция 2 подъема передана в хозяйственное ведение МУП «Водоканал «Углеуральский». В соответствии с постановлением администрации городского округа «город Губаха» Пермского края от 15.08.2019 № 927 «О наделении статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение» МУП «Водоканал «Углеуральский» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории рп. Углеуральский (в том числе мкр. Северный), рп. Широковский. 05.05.2022 прокуратурой города организована выездная проверка, с целью осмотра здания насосной станции 2 подъема и прилегающей территории, с участием инженера отдела градостроительства Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Ашаровой В.А., и.о. директора МУП «Водоканал «Углеуральский» Трушкиной Е.А., по результатам которой установлены не единичные факты повреждения и дефекты кирпичной кладки наружных стен и кровли, составлен акт. Также установлено местное отсутствие ограждения территории насосной станции. С целью обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения поселка необходимо выполнение работ по ремонту здания насосной станции 2 подъема и восстановлению ограждения прилегающей территории. Из письма МУП «Водоканал «Углеуральский» от 13.05.2022 следует, что предприятием неоднократно, собственными силами и средствами выполнялись работы по ремонту стен и кровли здания, однако их недостаточно для обеспечения безопасности. Предприятие не имеет финансовой возможности для проведения ремонтных работ или работ по реконструкции водозабора. Из справки Контрольно-счетной палаты Губахинского городского округа №2 от 26.05.2021 следует, что деятельность МУП «Водоканал «Углеуральский» является объективно убыточной. Предприятие отвечает признакам неплатежеспособности вследствие недостаточности имущества и дефицита денежных средств. Дальнейшее разрушение здания насосной станции создает угрозу жизни и здоровью работников МУП «Водоканал «Углеуральский», а также прекращения подачи водоснабжения потребителям рп. Углеуральский. В сложившихся обстоятельствах, с учетом положений ст. 209, 210 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ истец полагает, что необходимо возложить на администрацию Губахинского городского округа обязанность по организации проведения работ по ремонту стен и кровли здания насосной станции 2 подъема, расположенной по адресу: г. Губаха, рп. Углеуральский; восстановлению ограждения прилегающей к насосной станции территории.
Помощник прокурора Иконников А.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа Пермского края Плехов Д.Г. с иском был не согласен, представил отзыв на исковое заявление указал, что здание 2 подъема по адресу г.Губаха, пос.Углеуральский передано в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» «Углеуральский». Государственные муниципальные учреждения и казенные предприятия сами содержат имущество, которое принадлежит им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения, независимо от того финансируют ли их учредители. Государственные и муниципальные учреждения получают деньги от своих учредителей, в том числе на содержание имущества. Бюджетные и автономные учреждения и казенные предприятия могут также получать специальные субсидии на капитальные вложения в недвижимость (ст. 78.2 БК РФ). Однако ни субсидии, ни финансирование не снимают с учреждения или казенного предприятия бремени содержания имущества (ст. 210, 296, 298 ГК РФ). По смыслу ст. 113 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в своей хозяйственной деятельности муниципальные унитарные учреждения самостоятельны и учредитель такого предприятия не вправе (помимо определения предмета и целей деятельности) вмешиваться в их деятельность. Выполнение Администрацией работ по ремонту имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия в обход нормам статьи 216 Гражданского кодекса РФ будет вмешательством в хозяйственную деятельность муниципального предприятия, что противоречит закону. Функция ответчика должна быть сведена к оказанию помощи учреждению (в том числе в виде материальной помощи).
Представитель третьего лица МУП «Водоканал» Углеуральский» с иском прокурора был согласен, указала, что 20.07.2020 года она вступила в должность директора МУП «Водоканал Углеуральский», на тот период директором объекты не принимались, документы не передавались предшественником и вся документация, которая была найдена по этим объектам, это технические паспорта на здания, другой документации, подтверждающей собственность не имелось, были сделаны запросы в Комитет, после которых документы были предоставлены. В сентябре 2020 года был осуществлен выезд на объект. По результатам осмотра установлено, что состояние объектов было неудовлетворительное, разрушался облицовочный кирпич, были сделаны фотографии, которые впоследствии переданы Заместителю главы, Главе Администрации передавалось тоже. С этого момента совместно с Администрацией стали планировать реконструкцию, модернизацию данного объекта водоснабжения. Решили заменить насосное оборудование, которое постоянно выходило из строя в 2020-2021 года, предоставленные Администрацией денежные средства были затрачены на приобретение насосного оборудования в ООО Гидромашсервис в г.Челябинске. Оборудование установили, отчитались по данной субсидии. На аппаратной озвучивалось, необходимость восстановить насосную станцию. Также в администрацию неоднократно направлялись письма о необходимости ремонта задания. Здание 60х годов и предыдущие предприятия, которые работали, не содержали его в должном состоянии, не поддерживали, ремонт не осуществляли. Существует угроза жизни работникам третьего лица, которые присутствуют там 24 часа в сутки. Выезжали с представителем Управления строительства и ЖКХ, был составлен акт обследования. В настоящее время ведутся работы по проектированию нового здания. До конца года должен быть выполнен проект, выполнение СМР запланировано следующий год. Здание менять будут однозначно. Сейчас плотно работают с проектировщиками. В настоящее время третье лицо пытается восстановить своими силами старое здание, это обусловлено необходимостью пережить зиму. Здание подверглось разрушению ввиду того, что с крыши по плитам в облицовочный кирпич заливалась дождевая вода, от чего камень стал разрушаться. Сейчас крышу закрыли профлистом. Денег для ремонта у предприятия стен нет, чтобы частично восстановить облицовочную стену использует старый материал. У общества нет финансовой возможности отремонтировать здание, все деньги уходят на заработную плату и перечисление налогов.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Статьей 23 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения помимо прочего, являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Частями 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения, установленных указанным ФЗ вопросов местного значения, включая имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности строений и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности строений и сооружений" в проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие:
- водоотвод с наружных поверхностей ограждающих строительных конструкций, включая кровлю, и от подземных строительных конструкций здания и сооружения;
- водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, а также стен подземных этажей и полов по грунту;
- недопущение образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций, за исключением светопрозрачных частей окон и витражей.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности строений и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п.1.4, 1.5. Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 3.2.1.1. СанПин установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю муниципальному образованию городской округ «город Губаха» принадлежит на праве собственности насосная станция II подъема, назначение: нежилое здание, площадь 167,2 кв.м., количество этажей: 2, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г.Губаха, пос. Углеуральский, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 апреля 2015 года сделана запись регистрации № 59-59/004-59/004/101/2015-1703/1.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края от 15.08.2019 № 927 «О наделении статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение» МУП «Водоканал «Углеуральский» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории рп. Углеуральский (в том числе мкр. Северный), рп. Широковский.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа «город Губаха Пермского края от 31.10.2019 г. № 1275 МУП «Водоканал «Углеуральский» передано в хозяйственное ведение по акту приема- передачи имущество, согласно приложению 2. В приложение 2 к постановлению администрации от 31.10.2019 № 1275 в перечне имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Водоканал «Углеуральский» содержится насосная станция II подъема, назначение нежилое, 2-этажное, общая площадь 167,2 кв.м. инв. 1962, лит А, адрес объекта: Пермский край, г.Губаха пос. Углеуральский (л.д.46-48).
В соответствии с договором о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 1ХВ-2019 от 01.07.2019г. Администрацией городского округа г.Губаха Пермского края, Комитетом по управлению муниципальном имуществом администрации городского округа «город Губаха» Пермского края Муниципальному унитарному предприятию Губахинского городского округа Пермского округа «Водоканал «Углеуральский» в хозяйственное ведение передано имущество согласно приложению к настоящему договору и акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора.
05.05.2022 г. в связи с возникшей необходимостью на основании требования прокуратуры г. Губахи инженером градостроительства Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа проведен технический осмотр здания насосной станции 2 подъема в п.Ключи. В результате осмотра установлено, что здание кирпичное, одноэтажное, материал стен-силикатный кирпич, перекрытие сборные ж/б плиты, кровля мягкая, рулонная, фундамент монолитный и ж/бетонный, окна деревянные, ворота, двери- металлические. При визуальном осмотре выявлены следующие повреждения и дефекты кирпичной кладки наружных стен, а именно: разрушение кирпичной кладки карниза по всему периметру здания насосной станции; разрушение и расслоение кирпичной кладки 2-х наружных стен (толщина стен 64 см) по длине здания 8,0 м. частично произошло разрушение 1 наружной стены по ширине здания- 6,0 м, высота повреждения и разрушения кирпичной кладки до 2-метров по высоте от карниза при высоте здания от нулевой отметки 5,0 метра. Присутствует прогиб кирпичной кладки 2 –х наружных стен, облицовочный слой кирпичной кладки наружных стен по длине здания отслоился ввиду отсутствия перевязки швов; произошло выветривание 3-стен вследствие его разрушения; присутствует намокание стен ввиду полного разрушения кирпичной кладка карниза 3-х стен, повсеместно имеются высолы на поверхности кирпичной кладки наружной стен; полностью разрушены перемычки над оконными проемами 3-х окон, вследствие чего произошла деформация оконных блоков с их полным разрушением. Окна выпадают из проемов. Кровля рулонная мягкая имеет полный износ, частично отсутствует. Поскольку кирпичные карниз и кирпичные наружные стены имеют большие разрушения, глубина опирания на наружные стены ж/б плит перекрытия недостаточная, плиты имеют провисания, частично нагрузка веса плит перекрытия на стены снята путем установки деревянных стоек из круглого леса снаружи здания с опиранием этих стоек на отместку, которая тоже полностью разрешена. Внутренние стены и полы здания насосной станции в удовлетворительном состоянии, что подтверждается актом осмотра от 05.05.2022г. и фототаблицей.
Из письма МУП «Водоканал» от 13.05.2022г. следует, что предприятием неоднократно собственными силами и средствами выполнялись работы по ремонту стен и кровли здания, однако их недостаточно для обеспечения безопасности. Предприятие не имеет финансовой возможности для проведения ремонтных работ или работ по реконструкции забора.
Доказательств устранения, выявленных нарушений, суду на момент рассмотрения дела не представлено.
Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении Администрацией города Губаха требований законодательства Российской Федерации.
Право собственности на здание насосной станции II (кадастровый номер: 59:05: 0000000:2103) принадлежит муниципальному образованию, поэтому оснований для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности не имеется.
Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию (ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") на освобождает муниципалитет в лице его полномочных органов (ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации) от всех обязанностей собственника этого имущества (не имущества самого предприятия).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации города Губаха, выразившегося в самоустранении от выполнения требований законодательства, поэтому заявление прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором, четыре месяца со дня вступления решения в законную силу является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по организации работ по ремонту стен и кровли здания насосной станции 2 подъема, расположенной по адресу: г.Губаха рп. Углеуральский в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по организации работ по восстановлению ограждения территории, прилегающей к зданию насосной станции 2 подъема, расположенного по адресу: г.Губаха, рп. Углеуральский в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2022г.
Судья Я.А. Кремер