Дело № 21 - 58/2020
РЕШЕНИЕ
11 июня 2020 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябича А.А., на решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 апреля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ
УСТАНОВИЛ:
постановлением № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябича А.А. от 29 ноября 2019 года должностное лицо и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 апреля 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябич А.А. просит решение судьи отменить. Жалоба мотивирована тем, что суд при вынесении обжалуемого решения ошибочно определил не выданные работникам скорой помощи средства индивидуальной защиты как средства простой конструкции и отнес их к первому классу по степени риска причинения вреда работникам, в то время как работодателем не были выданы СИЗ, относящиеся ко второму классу по степени риска причинения вреда работникам скорой помощи в должностях водителя, медицинской сестры, фельдшера.
Должностное лицо и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ и главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябич А.А., будучи извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в суд об отложении судебного заседания ходатайства не направили, при таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на неё, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи, учитывая следующие обстоятельства.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 данной статьи.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08 октября 2019 года № Государственной инспекцией труда в Республике Алтай в БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» с 09 октября 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в учреждениях скорой медицинской помощи.
Проверкой установлено, что СЖЕ., исполняющей обязанности главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница», в период с 13 июня по 28 октября 2019 года в нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах, не в полном объеме велись личные карточки учета выдачи работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ), кроме того работники скорой медицинской помощи (4 фельдшера, 4 водителя, 4 медицинские сестры) не обеспечивались средствами индивидуальной защиты - халатами хлопчатобумажными, перчатками хлопчатобумажными, костюмами летними из смешанных тканей, рукавицами комбинированными, плащами из ткани «плащ-палатка» с капюшоном либо плащами из ткани «дрилл-саржа», сапогами резиновыми, полуботинками (ботинками) кожаными, сапогами зимними кожаными,
По итогам проверки 28 октября 2019 года главным государственным инспектором труда Рябичем А.А. составлен акт проверки № о выявлении нарушения требований охраны труда в части выдачи средств индивидуальной защиты работникам скорой медицинской помощи в должностях водитель, медицинская сестра, фельдшер и вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до 25 декабря 2019 года.
29 октября 2019 года на основании акта проверки составлен протокол № об административном правонарушении в отношении должностного лица СЖЕ по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. Из протокола следует, что СЖЕ исполняющей обязанности главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница», в период с 13 июня по 28 октября 2019 года не в полном объеме велись личные карточки учета выдачи работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ), а работники скорой медицинской помощи (4 фельдшера, 4 водителя, 4 медицинские сестры) не обеспечивались средствами индивидуальной защиты - халатами хлопчатобумажными, перчатками хлопчатобумажными, костюмами летними из смешанных тканей, рукавицами комбинированными, плащами из ткани
«плащ-палатка» с капюшоном либо плащами из ткани «дрилл-саржа», сапогами резиновыми, полуботинками (ботинками) кожаными, сапогами зимними кожаными, в нарушение уже приводившихся межотраслевых правил, типовых норм и требований ТК РФ.
31 октября 2019 года на основании протокола от 29 октября 2019 года № в отношении и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ вынесено постановление №, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Из описания события правонарушения в данном постановлении следует, что СЖЕ привлечена к ответственности, в том числе и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Как следует из материалов дела указанное постановление никем не оспаривалось, вступило в законную силу и на момент рассмотрения настоящего дела не отменено.
27 ноября 2019 года главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябич А.А. на основании вышеуказанного акта проверки № составил протокол № об административном правонарушении в отношении и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.
29 ноября 2019 года постановлением № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябича А.А., на основании вновь составленного протокола и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская больница» СЖЕ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Как следует из текста составленного 27.11.2019г. протокола и вынесенного 29.11.2019г. постановления, СЖЕ как должностному лицу, вменено в вину, что при исполнении обязанностей главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница», в период с 13 июня по 28 октября 2019 года в учреждении не в полном объеме велись личные карточки учета выдачи работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ), а работники скорой медицинской помощи (4 фельдшера, 4 водителя, 4 медицинские сестры) не обеспечивались средствами индивидуальной защиты - халатами хлопчатобумажными, перчатками хлопчатобумажными, костюмами летними из смешанных тканей, рукавицами комбинированными, плащами из ткани «плащ-палатка» с капюшоном либо плащами из ткани «дрилл-саржа», сапогами резиновыми, полуботинками (ботинками) кожаными, сапогами зимними кожаными, в нарушение уже приводившихся межотраслевых правил, типовых норм и требований ТК РФ.
Как следует из постановления по административному делу от 31 октября 2019 года, вступившему в законную силу, и постановления по административному делу от 29 ноября 2019 года, вынесенных в отношении Семеновой Ж.Е., ей вменено одно и то же деяние, но при этом квалифицированное в первом случае по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а во втором - по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Судья районного суда, рассматривая жалобу по настоящему делу, установив данные обстоятельства, пришел к выводу о том, что он не может согласиться с позицией государственного инспектора труда о наличии в действиях СЖЕ идеальной совокупности названных правонарушений, поскольку государственный инспектор в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 24.1 КоАП РФ, не принял мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом, не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении и не изложил надлежащим образом в постановлениях объективную сторону правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, административным органом СЖЕ за одно и то же нарушение трудового законодательства дважды привлечена к административной ответственности, что недопустимо.
При таких обстоятельствах решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20.04.2020 г. об отмене постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябича А.А. от 29.11.2020 г. о привлечении должностного лица и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и прекращении производства по делу нахожу правильным.
Довод жалобы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Рябича А.А. о том, что суд при вынесении обжалуемого решения ошибочно определил не выданные средства индивидуальной защиты работникам скорой помощи, как средства простой конструкции и отнес их к первому классу по степени риска причинения вреда работникам, в то время как работодателем не были выданы СИЗ, относящиеся ко второму классу по степени риска причинения вреда работникам скорой помощи в должностях водителя, медицинской сестры, фельдшера нахожу несостоятельным, так как данная ошибка была допущена не судом, а самим инспектором при составлении административного протокола от 29 октября 2019 года в отношении должностного лица СЖЕ по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при описании события правонарушения он указал, работники скорой медицинской помощи (4 фельдшера, 4 водителя, 4 медицинские сестры) не обеспечивались средствами индивидуальной защиты - халатами хлопчатобумажными, перчатками хлопчатобумажными, костюмами летними из смешанных тканей, рукавицами комбинированными, плащами из ткани «плащ-палатка» с капюшоном либо плащами из ткани «дрилл-саржа», сапогами резиновыми, полуботинками (ботинками) кожаными, сапогами зимними кожаными, но при этом не разделил СИЗ по классу по степени риска причинения вреда работникам и включил все не выданные СИЗ в описание объективной стороны административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в последующем и в описание события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и это обосновано было оценено судом как возложение административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20.04.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении и.о. главного врача БУЗ РА «Кош-Агачская районная больница» СЖЕ оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух