Дело №2-1197/2022
№58RS0018-01-2022-002131-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Черненок Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Пашиной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 25 апреля 2022 года гражданское дело по иску Туркиной Н.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, понуждении к включению периода обучения в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Туркина Н.Г. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с настоящим исковым заявлением, в котором просила суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ОПФР по Пензенской области (ранее именованное ГУ – УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное)) от 05.08.2021 №328293/21 в части невключения времени обучения в Пензенском государственном педагогическом институте В.Г. Белинского периодов с Дата по Дата , с Дата по Дата ; обязать ГУ - ОПФР по Пензенской области включить ей в специальный трудовой стаж в календарном исчислении время обучения в Пензенском государственном педагогическом институте В.Г. Белинского периоды с Дата по Дата , с Дата по Дата ; назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права на досрочную пенсию.
В обоснование иска Туркина Н.Г. указала, что 27 июля 2021 года она обратилась в ГУ – УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) №328293/21 от 05.08.2021 Туркиной Н.Г. отказано в досрочном назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ. Указанным решением в ее педагогический стаж не засчитан период ее обучения с Дата по Дата , с Дата по Дата в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г.Белинского. С указанным решением истица не согласна, полагая его незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.
В судебном заседании Туркина Н.Г. исковые требования уточнила и просила суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ОПФР по Пензенской области (ранее именованное ГУ – УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное)) от 05.08.2021 №328293/21 в части невключения времени обучения в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского периодов с Дата по Дата , с Дата по Дата ; обязать ГУ - ОПФР по Пензенской области включить ей в специальный трудовой стаж в календарном исчислении время обучения в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского периоды с Дата по Дата , с Дата по Дата ; назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права на досрочную пенсию с Дата . Исковые требования с учетом уточнений поддержала, пояснив обстоятельства, указанные в иске.
Представитель ответчика по доверенности Суванкулов Д.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) №328293/21 от 05.08.2021.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Туркина Н.Г. 27 июля 2021 года обратилась в УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) от 05.08.2021 г. №328293/21 в досрочном назначении страховой пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Принимая указанное решение, пенсионный орган не включил в специальный стаж период обучения в педагогическом училище им. В.Г. Белинского с Дата по Дата , поскольку в соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж работы учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Законодатель предусмотрел возможность включения в стаж всего периода учебы в педагогическом учебном заведении, университете, а не его части. При этом педагогическая деятельность должна иметь место до начала учебы.
Как следует из материалов дела, Туркина (К.) Н.Г. с Дата по Дата обучалась в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского.
До поступления на обучение Туркина Н.Г. в период с Дата по Дата работала учителем начальных классов в Паркоммуновской начальной школе Мокшанского Райпо.
В период обучения в институте с Дата Туркина Н.Г. принята на работу в Шемышейскую среднюю школу на временную должность библиотекаря, с Дата принята на должность учителя русского языка и литературы, в которой продолжила работать до окончания учебного заведения.
Возможность включения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж педагогической деятельности была предусмотрена пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, согласно которому в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывалось также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4 настоящего Положения).
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года.
Подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Действующее пенсионное законодательство, в частности Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Таким образом, при вступлении в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» порядок применение Положения от 1959 года законодателем изменен, и оно применяется к периодам соответствующей деятельности имевшей место до Дата .
При этом временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него. Включение части учебы в специальный педагогический стаж законом не предусмотрено.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, на основании приказа ПГПИ им. В.Г. Белинского Номер от Дата К. (Туркина) Н.Г. зачислена сверх плана на 1-ый курс факультета иностранных языков по специальности «Немецкий-Английский» (л.д.29).
Приказом ПГПИ им. В.Г. Белинского от Дата Номер К. (Туркина) Н.Г., студентка 2-го курса факультета иностранных языков, специальность «Немецкий и английский языки», переведена на 1-ый курс заочного отделения факультета русского языка и литературы по семейным обстоятельствам с условием сдачи недостающих по учебному курсу дисциплин до Дата (л.д.30).
На основании приказа Номер от Дата Туркина К.) Н.Г. отчислена из университета в связи с окончанием обучения (л.д.28).
Решением Государственной аттестационной комиссии ПГПУ им. В.Г. Белинского от Дата Туркиной Н.Г. присуждена квалификация «учитель русского языка и литературы» по специальности «филология» и выдан диплом Номер от Дата (л.д.17-19).
Принимая во внимание, что на момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (1 октября 1993 года) обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было (согласно приказу Номер от Дата Туркина (К.) Н.Г. отчислена из университета по окончании обучения – Дата ), а действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в специальный стаж периода обучения в учебном заведении, пенсионный орган правомерно не включил в специальный стаж истца периоды ее обучения в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского.
Учитывая, что на момент изменения правового регулирования спорных отношений у истца часть периода обучения приходилась на период после утраты законной силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, у суда отсутствуют правовые основания для включения в специальный педагогический стаж истца периода учебы в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского.
Поскольку на момент обращения Туркиной Н.Г. в УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) 27 июля 2021 года ее страховой стаж составил менее 25 лет (24 года 5 месяцев), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Туркиной Н.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, понуждении к включению периода обучения в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.
Судья: Т.В. Черненок