Решение от 31.05.2024 по делу № 2-67/2024 (2-740/2023;) от 08.11.2023

    Дело № 2-67/2024

                                                                     УИД 32RS0023-01-2023-000993-63

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2024 года                                                                              г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р.В., при секретаре Тризна А.М.,

с участием:

помощника прокурора Почепского района Брянской области Барсуковой Е.С. и прокурора Почепского района Брянской области Чудмаева В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Почепского района Брянской области на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ЖЭУ» о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что прокуратурой Почепского района была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при устройстве и содержании детских игровых и спортивных площадок на придомовых территориях многоквартирных домов.

         В ходе проведенного 03 августа 2023 года обследования детской игровой площадки, расположенной вблизи многоквартирного дома № 16-а по пер. 2-му Мира г. Почепа, Брянской области, установлено, что ее надлежащее содержание не обеспечено, детское игровое оборудование эксплуатируется с нарушением норм федерального законодательства и требований ГОСТов.

         На детской игровой площадке, требуется: устроить противоударное покрытие (подсыпку песка) по всей зоне приземления детей с игрового оборудования, имеющегося на площадке, восстановить деревянные элементы (доски) на скамейке и покрасить скамейку, на игровом оборудовании «горка» восстановить отсутствующие деревянные элементы (доски) на одной из четырех сторон «горки», покрасить деревянные элементы «горки», покрасить металлическую лестницу на одной из четырех сторон «горки», восстановить одно отсутствующее сиденье на качели «Балансир», покрасить металлическую конструкцию «подвесных качелей», установить отсутствующую сетку на баскетбольном кольце, восстановить отсутствующее сиденье на детском оборудовании «велосипед», либо демонтировать детское оборудование «велосипед», в случае невозможности его восстановления.

         Прилегающую к вышеуказанному многоквартирному дому территорию обслуживает управляющая организация – ООО «ЖЭУ».

         Прокурором Почепского района 11 августа 2023 года ответчику ООО «ЖЭУ» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое ответчиком рассмотрено, однако, вышеназванные нарушения не устранены, ввиду несогласия с предъявленными требованиями. Эксплуатация детской игровой площадки с нарушением требований безопасности, предусмотренных ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 52169-2012, может привести к травмам детей, посещающих указанную игровую площадку.

         Прокурор указывает, что в соответствии с положениями законодательства, территория каждого домовладения должна иметь детские спортивные и игровые площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей; в состав общего имущества дома включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.

         На основании вышеизложенного, прокурор, ссылаясь на правовые нормы, просил обязать ООО «ЖЭУ» устранить выявленные нарушения по содержанию детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16-а, путем приведения детской площадки в соответствие с требованиями национальных стандартов (ГОСТов), а именно: произвести устройство противоударного покрытия по всей зоне приземления детей с игрового оборудования, имеющегося на площадке, восстановить деревянные элементы (доски) на скамейке и покрасить скамейку, на игровом оборудовании «горка» восстановить отсутствующие деревянные элементы (доски) на одной из четырех сторон «горки», покрасить деревянные элементы «горки», покрасить металлическую лестницу на одной из четырех сторон «горки», восстановить одно отсутствующее сиденье на качели «Балансир», покрасить металлическую конструкцию «подвесных качелей», установить отсутствующую сетку на баскетбольном кольце, восстановить отсутствующее сиденье на детском оборудовании «велосипед», либо демонтировать детское оборудование «велосипед», в случае невозможности его восстановления.

         Определением суда от 09 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Почепского района Брянской области.

Протокольным определением суда от 24 апреля 2024 года по ходатайству прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО «ЖЭУ» на надлежащего ответчика – администрацию Почепского района Брянской области, ООО «ЖЭУ» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В исковом заявлении от 23 апреля 2024 года прокурор, ссылаясь на те же правовые нормы, а также доводы и основания, приведенные в первоначальном исковом заявлении, указывает, что вышеуказанное игровое оборудование было приобретено администрацией Почепского района Брянской области за счет средств муниципального бюджета в рамках программы по благоустройству территории, на баланс управляющей компании ООО «ЖЭУ» передано не было, в связи с чем, администрация Почепского района Брянской области является его собственником.

         На основании вышеизложенного, прокурор просит обязать администрацию Почепского района Брянской области устранить выявленные нарушения по содержанию детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16-а, путем приведения детской площадки в соответствие с требованиями национальных стандартов (ГОСТов), а именно: произвести устройство противоударного покрытия по всей зоне приземления детей с игрового оборудования, имеющегося на площадке, восстановить деревянные элементы (доски) на скамейке и покрасить скамейку, на игровом оборудовании «горка» восстановить отсутствующие деревянные элементы (доски) на одной из четырех сторон «горки», покрасить деревянные элементы «горки», покрасить металлическую лестницу на одной из четырех сторон «горки», восстановить одно отсутствующее сиденье на качели «Балансир», покрасить металлическую конструкцию «подвесных качелей», установить отсутствующую сетку на баскетбольном кольце, восстановить отсутствующее сиденье на детском оборудовании «велосипед», либо демонтировать детское оборудование «велосипед», в случае невозможности его восстановления.

         В судебном заседании прокурор Почепского района Брянской области Чудмаев В.Ф. поддержал заявленные требования к администрации Почепского района Брянской области по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

         Ответчик администрация Почепского района Брянской области, извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила, причины ее неявки суду не известны.

         Третье лицо ООО «ЖЭУ» и его представители: Животовская М.М. и адвокат Коротченко А.В., извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, причины их неявки суду не известны.

         В письменном отзыве на исковое заявление от 27 ноября 2023 года представитель ответчика ООО «ЖЭУ» Животовская М.М. с заявленными прокурором к ООО «ЖЭУ» исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что земельный участок и игровое детское оборудование не входит в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16-а. По условиям заключенного договора управления указанным многоквартирным домом, в перечень работ и услуг не входит содержание детской площадки, поэтому собственники помещений многоквартирного дома не обязаны нести расходы по содержанию элементов благоустройства, не входящих в состав общего имущества. Земельный участок под многоквартирного дома по указанному адресу не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, его границы не определены. Поэтому нельзя утверждать, что спорная детская площадка находится в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества этого многоквартирного дома. Обследование детской площадки проводилось без участия представителя ООО «ЖЭУ», которое не извещалось об этом. Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Вместе с тем, круг лиц по данному делу определен и ограничен собственниками помещений указанного многоквартирного дома.

На основании ст. 167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом.

         Частью 1.1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

         1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

         2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

         3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

         4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

         Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.

         В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

         Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.

         В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил, территория каждого домовладения должна иметь детские спортивные и игровые площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.

         Согласно п. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества дома включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

         Согласно пункта 10 указанных выше Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц..

         В пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» указано, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

         Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч. ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ), а в ст. 16 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

         В соответствии с п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

         При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

         В Российской Федерации общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации детских игровых площадок и отдельных видов оборудования регламентированы, в том числе Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденным Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года № 1148-ст; Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года № 182-ст.

         Государственные стандарты ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52169-2012 устанавливают общие требования к безопасности конструкций, эксплуатации оборудования и покрытий детских игровых площадок на всех стадиях обращения. В области применения данных стандартов указано, что их действие распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования.

         Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); контроль технического состояния оборудования включает регулярный визуальный осмотр, функциональный осмотр, ежегодный основной осмотр ( п.п. 6.2, 6.4 ГОСТ Р 52301-2013).

         В силу положений п. 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).

         Согласно п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2013 контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.

         В соответствии с п. 6.4.2 ГОСТ Р 52301-2013 регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования). Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации. Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра.

         Для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия; запрещено пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (в т.ч. если не выполнено ударопоглощающее покрытие); элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии; элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов, не допускается наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами, наличие шероховатых поверхностей; выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (подп. 4.3.22.2 раздела 4, подп. 4.3 п. 4, подп. 4.3.3 – 4.3.9 раздела 4 ГОСТ Р 52169-2012).

         При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. (п. 6.6 п. 6 ГОСТ Р 52301-2013)

         Площадка оборудуется информационными табличками, содержащими правила пользования оборудованием и иные требуемые сведения (п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013).

         В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что вблизи дома № 16а по переулку 2-му Мира г. Почепа Брянской области расположена детская игровая площадка, которая эксплуатируется с нарушениями требований безопасности, предусмотренными положениями ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 52169-2012.

         В ходе проведенного прокуратурой Почепского района Брянской области 03 августа 2023 года обследования детской игровой площадки, расположенной вблизи многоквартирного дома № 16а по переулку 2-му Мира г. Почепа, установлено, что она не соответствует требованиям законодательства, необходимо произвести устройство противоударного покрытия по всей зоне приземления детей с игрового оборудования, имеющегося на площадке, восстановить деревянные элементы (доски) на скамейке и покрасить скамейку, на игровом оборудовании «горка» восстановить отсутствующие деревянные элементы (доски) на одной из четырех сторон «горки», покрасить деревянные элементы «горки», покрасить металлическую лестницу на одной из четырех сторон «горки», восстановить одно отсутствующее сиденье на качели «Балансир», покрасить металлическую конструкцию «подвесных качелей», установить отсутствующую сетку на баскетбольном кольце, восстановить отсутствующее сиденье на детском оборудовании «велосипед», либо демонтировать детское оборудование «велосипед», в случае невозможности его восстановления. Это подтверждается представленными прокурором в материалы дела фотографиями детской площадки.

Прилегающую к дому № 16а по переулку 2-му Мира г. Почепа Брянской области территорию обслуживает управляющая организация – ООО «ЖЭУ» на основании заключенного с собственниками указанного многоквартирного дома договора управления многоквартирным домом.

По результатам проведенной прокурором Почепского района проверки 11 августа 2023 года руководителю ООО «ЖЭУ» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, на которое ООО «ЖЭУ» прокурору дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ года о том, что согласно технического паспорта игровое детское оборудование не входит в состав общего имущества многоквартирного дома № 16а по переулку 2-му Мира г. Почепа. Данная детская площадка ООО «ЖЭУ» и собственниками указанного многоквартирного дома не устанавливалась и не обслуживается. При передаче многоквартирного дома в управление ООО «ЖЭУ» детская площадка отсутствовала.

         В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

         Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

         Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подпункту "е" пункта 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

         Таким образом, Правила содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2016 года № 491, регулируют вопросы содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и который включается в состав общего имущества.

         Прилегающая территория не идентична земельному участку, на котором располагается многоквартирный дом, а также элементы озеленения, входящие в состав общего имущества собственников, ее границы определяются правилами благоустройства, что находится в ведении представительных органов местного самоуправления.

         Под прилегающей территорией в силу пункта 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

         Исходя из положения пункта 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования обязано принимать лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения - за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

         Решением Совета народных депутатов г. Почепа № от ДД.ММ.ГГГГ года утверждены Правила благоустройства Почепского городского поселения Почепского муниципального района Брянской области.

         В соответствии п. 1.4 Правил, организация работ по благоустройству и содержанию территории Почепского городского поселения Почепского муниципального района Брянской области обеспечивается собственниками (правообладателями) земельных участков, зданий, строений, сооружений, и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися пользователями, если иное не установлено законодательством.

             В соответствии с п. 3.3 Правил, Администрация Почепского района за счет средств бюджета Почепского городского поселения Почепского муниципального района Брянской области обеспечивает в том числе содержание объектов благоустройства, являющихся собственностью муниципального образования, а также иных объектов благоустройства, находящихся на территории города, до определения их принадлежности и оформления права собственности, а также до определения в установленном порядке границ прилегающих территорий.

             На общественных территориях населенного пункта и территориях МКД могут размещаться площадки следующих видов:

    детские игровые площадки;

    детские спортивные площадки;

    спортивные площадки;

    детские инклюзивные площадки;

    инклюзивные спортивные площадки;

    площадки для занятий активными видами спорта, в том числе скейтплощадки (п. 3.11.3 Правил).

         Указанными Правилами определены понятия:

- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

         - детская игровая площадка - специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, включающая в себя оборудование и покрытие для детской игровой площадки. Детские игровые площадки предназначены для благоустройства жилых зон и установки на участках дошкольных учреждений и школьных площадках для подвижных игр;

         - придомовая территория (приватная) - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.

         - прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

         Придомовую территорию дома № 16а по переулку 2-му Мира г. Почепа Брянской области обслуживает управляющая организация – ООО «ЖЭУ» на основании заключенного с собственниками указанного многоквартирного дома договора управления многоквартирным домом.

         Многоквартирный дом по адресу: Брянская область, г. Почеп, переулок 2-ой Мира, д. 16А построен в ДД.ММ.ГГГГ году, по технической документации в составе данного многоквартирного дома детская площадка отсутствует и при строительстве дома площадка рядом с домом не возводилась. Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования – многоэтажное строительство, участок поставлен на кадастровый учет 01 октября 2010 года, границы участка не установлены, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости № и учетно-технической документацией об объектах государственного технического учета, представленной МО № 6 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ года.

         Детская площадка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16А, при этом земельный участок под детской площадкой не формировался, что подтверждается ответом администрации Почепского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.

         Также из ответов администрации Почепского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года и № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что указанная детская площадка в реестрах муниципальной собственности Почепского городского поселения Почепского муниципального района Брянской области и Почепского муниципального района Брянской области не значится.

         Из ответов администрации Почепского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ года и № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в 2019 году за счет местного бюджета Почепского муниципального района Брянской области приобретены и установлены элементы благоустройства – детское игровое и спортивное оборудование: детский игровой комплекс, подвес металлический на длинной цепи, карусель с шестью сидениями, качалка-балансир, козырек, лавочка со спинкой, песочница, две скамьи, спортивный тренажер «Велостеп», два спортивных комплекса «Баскетбольный с шестом», спортивный комплекс «Туриники», две урны, металлическое ограждение длиной 30 метров, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16А, на придомовой территории многоквартирного дома по указанному выше адресу. Установка указанного детского оборудования детской игровой площадки производилась в рамках программы «Развитие жилищного коммунального хозяйства Почепского района Брянской области».

         Сведения о передаче детской площадки на баланс (в собственность) управляющей компании ООО «ЖЭУ» либо принятия собственниками многоквартирного дома по адресу: Брянская область, г. Почеп, пер. 2-й Мира, д. 16А решения о включении детской игровой площадки в состав общего имущества собственников многоквартирного дома отсутствуют, что также следует из материалов дела, на баланс для обслуживания управляющей организации данная площадка также не передавалась.

         Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.

         В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного Кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

         Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

         Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.

         При этом, в силу ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора применятся нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

         Указанное нашло разъяснение в п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года.

         Детское игровое оборудование было приобретено за счет средств муниципального бюджета в рамках программы по благоустройству территории Почепского района, однако на баланс управляющей организации ООО «ЖЭУ» передано не было, в связи с чем, именно администрация Почепского района Брянской области является его собственником.

         Таким образом, требования прокурора Почепского района Брянской области, заявленные к администрации Почепского района Брянской области, подлежат удовлетворению в полном объеме. Поскольку помимо жителей многоквартирного дома спорной детской игровой площадкой могут пользоваться и другие граждане, круг которых не определен, поэтому прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, вопреки доводам представителя третьего лица ООО «ЖЭУ» Животовской М.М.

         Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░░. 2-░ ░░░░, ░. 16-░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░), ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

         ░░░░░                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░░

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07 ░░░░ 2024 ░░░░.

2-67/2024 (2-740/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Почепского района Брянской области
Другие
Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ»
Суд
Почепский районный суд Брянской области
Судья
Коростелева Раиса Викторовна
Дело на сайте суда
pochepsky.brj.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Подготовка дела (собеседование)
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
31.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее